Отшумевший фестиваль «MOST» не мог обойтись без обращения к творчеству прародителей искусства авангарда.
Велимир Хлебников писал: «И войско песен поведу с прибоем рынка в поединок». «Взводень звонов» — так назвала свой концерт обладательница премии «Золотая маска» за лучшую женскую роль актриса Ксения Орлова. Песни на целый взвод стихов таких разных поэтов, как Александр Блок, Николай Некрасов, Велимир Хлебников и Иосиф Бродский, прозвучали в галерее «PRO ART`S».
Тонко составленная программа провела эволюцию идеи от «Железной дороги» Некрасова (актриса просила угадать название и автора актуального текста) до «Двенадцати» Блока. В сопровождении рояля и гитары Ксения Орлова пропела эти жалобы и мечты, «музыку революции». Калужане услышали не так называемое «актерское пение», а сильный, гибкий голос, глубоко осмысленное исполнение.
Гостья окончила режиссерский факультет ГИТИСа и филигранно построила действие. «Конь блед» Валерия Брюсова протянул нить к стихотворению «Взводень звонов», написанному им на смерть Велимира Хлебникова. Он — из числа основоположников русского футуризма, реформатор поэтического языка. «От него пахнет святостью», — говорил о нем Вячеслав Иванов. Хлебников, напишет Маяковский, «великолепнейший и честнейший рыцарь в нашей поэтической борьбе». Малевич назвал его «астрономом человеческих событий», Асеев – «словождем». «Иранская песня», исполненная на концерте, была написана в 1921 году, в освободительном походе Персидской красной армии, в Иране.
Голодные персонажи, сам автор с другом Мечиславом Доброковским, мечтают о скатерти-самобранке, «самолетовой жене». Именно Хлебников сочинил слово «самолет», строки «Свобода приходит нагая» и такие прозу и стихи, за которые его прозвали «председателем земного шара». Пожелаем фестивалю расти и ветвиться, ведь авангард неисчерпаем, и его финал недостижим, как линия горизонта. Тем более на земле, где родился Николай Суетин, любимый ученик и сподвижник Казимира Малевича, создатель революционного фарфора, ставшего топом на «Сотбис». Преемственность налицо – по городу разъезжает расписанный художником троллейбус, а калужанин Суетин разрисовывал супремами трамваи в Витебске в 1920 — 1921 годах. Да и сама аутентичная обстановка цитадели фестиваля, разрушенного завода, распутицы, скудного света – словно отзвук эпохи военного коммунизма, когда расцвел в Советской республике авангард.
Другой яркий «будетлянин», Александр Богданов, писатель-фантаст и создатель Банка крови, – тоже калужанин. Да и прогрессистские идеи Циолковского можно довести до сознания широких масс, не только ракетами он занимался! Может быть, фестиваль возьмет под крыло два архитектурных памятника конструктивизма Калуги, находящихся в жалком состоянии. Любители искусства надеются, что со временем мы услышим на «MOSTу» музыку Матюшина, Рославца, Шенберга, Кейджа, увидим полотна и графику Шемякина и Целкова, мобили Наума Габо, постановки «Фарсов», балет последователей Пины Бауш… Закружилась голова от предвкушения? Ждите новый фестиваль!
Маргарита РАЗУМИХИНА.
Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.
Комментарии
Больше по теме
Не изменяя авиации. Не стал пилотом, зато отвечает за аэропорт в Калуге
Дожать собственника. Калужане не прекращают тонуть в фекалиях
«Страшно до сих пор». Как живёт Злата Липовая из Козельска после похищения