Войско песен

Отшумевший фестиваль «MOST» не мог обойтись без обращения к творчеству прародителей искусства авангарда.

Велимир Хлебников писал: «И войско песен поведу с прибоем рынка в поединок». «Взводень звонов» — так назвала свой концерт обладательница премии «Золотая маска» за лучшую женскую роль актриса Ксения Орлова. Песни на целый взвод стихов таких разных поэтов, как Александр Блок, Николай Некрасов, Велимир Хлебников и Иосиф Бродский, прозвучали в галерее «PRO ART`S».

Тонко составленная программа провела эволюцию идеи от «Железной дороги» Некрасова (актриса просила угадать название и автора актуального текста) до «Двенадцати» Блока. В сопровождении рояля и гитары Ксения Орлова пропела эти жалобы и мечты, «музыку революции». Калужане услышали не так называемое «актерское пение», а сильный, гибкий голос, глубоко осмысленное исполнение.

Гостья окончила режиссерский факультет ГИТИСа и филигранно построила действие. «Конь блед» Валерия Брюсова протянул нить к стихотворению «Взводень звонов», написанному им на смерть Велимира Хлебникова. Он — из числа основоположников русского футуризма, реформатор поэтического языка. «От него пахнет святостью», — говорил о нем Вячеслав Иванов. Хлебников, напишет Маяковский, «великолепнейший и честнейший рыцарь в нашей поэтической борьбе». Малевич назвал его «астрономом человеческих событий», Асеев – «словождем». «Иранская песня», исполненная на концерте, была написана в 1921 году, в освободительном походе Персидской красной армии, в Иране.

Голодные персонажи, сам автор с другом Мечиславом Доброковским, мечтают о скатерти-самобранке, «самолетовой жене». Именно Хлебников сочинил слово «самолет», строки «Свобода приходит нагая» и такие прозу и стихи, за которые его прозвали «председателем земного шара». Пожелаем фестивалю расти и ветвиться, ведь авангард неисчерпаем, и его финал недостижим, как линия горизонта. Тем более на земле, где родился Николай Суетин, любимый ученик и сподвижник Казимира Малевича, создатель революционного фарфора, ставшего топом на «Сотбис». Преемственность налицо – по городу разъезжает расписанный художником троллейбус, а калужанин Суетин разрисовывал супремами трамваи в Витебске в 1920 — 1921 годах. Да и сама аутентичная обстановка цитадели фестиваля, разрушенного завода, распутицы, скудного света – словно отзвук эпохи военного коммунизма, когда расцвел в Советской республике авангард.

Другой яркий «будетлянин», Александр Богданов, писатель-фантаст и создатель Банка крови, – тоже калужанин. Да и прогрессистские идеи Циолковского можно довести до сознания широких масс, не только ракетами он занимался! Может быть, фестиваль возьмет под крыло два архитектурных памятника конструктивизма Калуги, находящихся в жалком состоянии. Любители искусства надеются, что со временем мы услышим на «MOSTу» музыку Матюшина, Рославца, Шенберга, Кейджа, увидим полотна и графику Шемякина и Целкова, мобили Наума Габо, постановки «Фарсов», балет последователей Пины Бауш… Закружилась голова от предвкушения? Ждите новый фестиваль!

Маргарита РАЗУМИХИНА.

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.