Что в имени тебе?

Жителя Кировского района могут осудить за вандализм на мемориале павшим.

Когда сталкиваешься с проявлением вандализма у подростков и молодежи, где-то подспудно пытаешься оправдать их поступки незнанием истории, невоспитанным в них чувством патриотизма, бравадой перед сверстниками, в конце концов. Но когда глумятся над памятью взрослые, понимания их действиям не находится.

Никаким здравым смыслом нельзя объяснить того, что сделал 54-летний (!) мужчина в деревне Гавриловке Кировского района. Днем он пришел на местный мемориал погибшим в годы Великой Отечественной войны с пилой-болгаркой и удалил ею имя одного из павших, нанесенное на гранитную плиту. Когда полицейские найдут вандала, свои действия он объяснит каким-то квасным патриотизмом. Дескать, погибший не был жителем Гавриловки, потому его имени на памятнике быть не должно.

Откуда у доморощенного краеведа с болгаркой были такие сведения, в УМВД Калужской области не сообщили. Но теперь мужчине придется усвоить новые знания – об уголовной ответственности, предусмотренной российским законодательством за повреждение имущества в общественном месте. Вместе с этой историей вспоминается другая, о которой «Знамя» рассказывало около месяца назад. Она о том, что поисковики из Томской области последние несколько лет подряд приезжают в Калужский регион, чтобы возвращать из небытия имена погибших солдат и офицеров.

В своей последней экспедиции сибиряки нашли самолет и останки экипажа. Родственники летчиков много лет пытались узнать, где нашли свой вечный покой их близкие, но сделали это совершенно посторонние им люди. И теперь погибшие пилоты не будут числиться в списках без вести пропавших. Обе истории – об именах людей, отдавших жизни за Победу. Но одна – о патриотизме, другая – о вандализме. И последнее случается в нашей жизни, к сожалению, куда чаще.

Вспомнить хоть случай, произошедший все в том же Кировском районе в августе прошлого года. Тогда двое пьяных 24-летних парней на мемориале «Площадь Победы» в райцентре сожгли в пламени Вечного огня траурный венок и возложенные цветы. Впрочем, перечислять случаи осквернения памятников, мемориалов и погостов можно еще и еще. Поваленные надгробья на Трифоновском кладбище, раскрашенная скамья с бронзовым ветераном и окурок у его лица, посиделки у Вечного огня в самом центре Калуги… И в большинстве случаев вандалы отделываются легким испугом. На ум приходит только один инцидент, за который разрушители и уничтожители понесли поучительное наказание. Это все тот же сожженный в Вечном огне венок в Кирове. В мае этого года 24-летним вандалам был вынесен приговор, по которому одного отправили на два с половиной года в колонию строгого режима, а другого – на шесть месяцев в колонию-поселение. Реальный срок потому, что правонарушение было совершено группой лиц, и их удалось установить.

Что касается действий мужчины с болгаркой в деревне Гавриловке, то это уголовное дело еще не окончено. Но максимум, что грозит удалившему имя с мемориала, — арест на три месяца. И здесь хочется перефразировать известное выражение: закон не суров, но это закон. Хотя ужесточение наказания за вандализм в России все-таки произошло. Согласно принятым весной поправкам в 243-ю статью Уголовного кодекса за уничтожение или повреждение стел, обелисков, других мемориальных сооружений или объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества или посвященных дням воинской славы России, теперь могут оштрафовать до 3 млн рублей или лишить свободы на три года.

Однако есть одна существенная оговорка. Речь идет о памятниках, получивших особый статус, находящихся под охраной государства. А осквернение мемориала, не представляющего историческую или культурную ценность (как и в деле с памятником в Гавриловке), квалифицируется по статье 214 УК РФ. То есть все по-прежнему: максимум – арест на три месяца и лишение свободы до трех лет, если правонарушение совершено с участием нескольких человек.

Количество актов вандализма в области, к сожалению, не снижается, а люди, надругавшиеся над святыми для калужан местами, нередко лишь платят не самые большие штрафы за нанесенный ущерб. И то если их имена будут установлены правоохранителями. В итоге зарождается чувство вседозволенности уже не только у подростков, но и взрослых. В региональном отделении Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры давно предлагают все воинские мемориалы в Калужской области признать памятниками культурного наследия, но предложение не находит отклика у чиновников, потому что с новым статусом возникнут иные расходы на содержание мемориалов. Но что-то делать с охраной монументов, безусловно, надо, иначе у некоторых сограждан будут по-прежнему чесаться руки осквернить их.

Необходимо либо менять статус мест памяти павшим, чтобы появилась возможность ощутимо наказывать вандалов в рамках существующих законов, либо на областном уровне предусматривать более суровую ответственность за такие правонарушения. Потому что одним общественным порицанием, похоже, ситуацию не улучшить.

Наталья ТИМАШОВА.

Фото УМВД по Калужской области.