«Мне отмщенье»

Еще один спектакль на христианскую тему — «Рождество» — увидели театралы на фестивале «MOST».

Его привез из Москвы в камерный зал, выгороженный на заводе «ЭЛМАТ», Центр имени Мейерхольда.

Постановщик Никита Бетехтин окончил режиссерский факультет ГИТИСа (мастерская Леонида Хейфеца) и магистратуру Школы-студии МХАТ. С 2019 года он — режиссер Красноярского ТЮЗа.

Показ спектакля «Рождество» состоялся на фестивале «Новая драма-2018». Пьеса была прислана на конкурс «Любимовка-2017», но сам автор на фестиваль не явился, полагают, что Антон Лоскутов — это псевдоним. Худрук Центра имени Мейерхольда, режиссер и педагог Виктор Рыжаков говорит, что

«ЦИМ — это, скорее, научно-исследовательский институт, который выполняет функции медиации между представлением человека о театре и тем, чем на самом деле настоящий современный театр является. Сегодняшний наш зритель приходит в театр не для того, чтобы развлечься, а, скорее, реализовать свою потребность в творчестве. Пытаться вместе формулировать его цели и художественную программу. «Театр — искусство коллективное», — когда-то красной строкой записал Станиславский в своем бесценном учении».

Критик Андрей Пронин писал о пьесе «Рождество»:

«Детектив, укутанный в пышную литературную обертку, временами напоминающий Фолкнера и больше похожий на прозу, чем на пьесу».

А почему бы и нет? Ведь все романы Достоевского – детективы, «Гамлет» и «Макбет» — тоже. Тема воздаяния вечна, Марк Аврелий писал, что «без справедливости нельзя жить». Каждый человек ищет связь возмездия и милосердия. Что такое справедливость? Ветхий Завет учит: «Око за око, зуб за зуб». В вестнице прогресса Великобритании при Диккенсе ребенка вешали за украденную булку. И сегодня закон каждой страны отвечает на этот вопрос по-своему. А вот герой «Рождества» решил взять возмездие в свои руки.

Канва сюжета проста. Как установил суд, учитель физики Гладков убил четырнадцатилетнюю сестру десятилетнего героя. Гладков – кумир школы, лауреат конкурса «Учитель года». Отец героя – учитель физкультуры, яркий лидер, директор школы. Он – кумир другого персонажа пьесы, полицейского (Евгений Козлов). Отец — сторонник строгого порядка, но в зале суда умолял помиловать убийцу своей дочери. Почему? Может быть, он знал, что девочку убил его помешанный брат, таксист (Николай Ковбас)? Может быть, хотел отомстить лично, покарав убийцу своей рукой? Отца постигли тяжелая болезнь и ранняя смерть, и он воспитал сына как «револьвер с одним патроном», для вендетты. А у мальчика открылся математический дар.

К началу повествования герой — без пяти минут доктор наук в области теоретической физики, преподаватель столичного университета с минимальной нагрузкой. Но эти улыбки судьбы не делают его счастливым. Герой (Кирилл Ковбас) ждет момента, когда он исполнит долг перед семьей и совершит возмездие, как часа собственной казни. Поэтому у него нет будущего, он одинок, аутичен. Герой кричит вслед за классиками: «Ад – это другие! Оставьте меня в покое, не покидайте меня одного!» 

Художник Надежда Скоморохова оформила сцену как декартову систему координат, а четвертый, эйнштейновский, вектор, время, развивается вместе с повествованием. И пьеса, и спектакль экзистенциальные. То и дело ловишь себя на мысли: а не «По поводу ли мокрого снега», главу «Записок из подполья» Достоевского, цитирует герой? Тем более что видеохудожник Александр Романов без конца засыпает сетку координат белыми точками. Вспоминаются лоскутки сочинений Сартра, Камю, вышедших из текстов Федора Михайловича, как русская литература из гоголевской «Шинели».

Не обошло автора и благотворное влияние Амели Натомб с ее «Косметикой врага». Словом, сочинение гуманистическое, автор находит для героя выход из самодельного ада в прощении: «он понял, что некому мстить, и радостно дышит». В душе физика загорается звездное небо Эммануила Канта, побеждает моральный закон, затепливаются огоньки церкви.

Вот и Рождество. Кто говорил, что экзистенциализм атеистичен и холоден?  Лоскутов посрамил пессимистов. Герой находит любовь (Анастасия Мишина). Хеппи-энд. Режиссер лаконичен, как офортист, не «создает сущностей без необходимости».

Ансамбль артистов подогнан без зазора, ритм не провисает, линия пластики не прерывается. Даже на фоне прекрасно работающих партнеров Евгений Козлов выделяется безупречной органикой. Спектакль – образчик театральной культуры, когда авторы не бьют себя пяткой в грудь, а проживают историю по Станиславскому.

Посещение спектаклей фестиваля могло бы стать полноценным ФПК для деятелей калужских театров, а для зрителя эти вечера – окна в правду искусства.

Маргарита РАЗУМИХИНА.

Фото Игоря РУЛЁВА.