Одним из самых обаятельных образов фестиваля «MOST» стал человек-галерея Александр Петрелли.
Зрители фотографировались с ним наперебой. Он распахивал полы жестом эксгибициониста, а внутри мы видели… арт-объекты, которые гость предлагал купить.
Так он появляется в московских и петербургских галереях и музеях, включая Пушкинский и Третьяковку, а теперь и в Европе. Более 130 художников создавали произведения специально для «Пальто», среди них — Виктор Пивоваров, Вадим Захаров, Андрей Филиппов, Зураб Церетели…
В Вене, например, на австрийской ярмарке современного искусства, выставка Петрелли продолжалась всего три минуты — два десятка холстов размером примерно с ладонь были раскуплены. Так оборотистый одессит реализовал идею передвижного музея, высказанную еще Марселем Дюшаном.
Александр Петрелли вспомнил трогательный в своей безобидности образ «несуна» социалистического «прекрасного далека», когда под полой с производства выносили подшипники и резисторы. Потом целые заводы, отрасли народного хозяйства стали выносить в нирвану, а их прибыли – в офшоры. На художнике была черно-белая гигиеническая маска с изображением солнца и полумесяца.
— Александр Иванович, вы эту маску сами сделали?
— Их выдавали в московском музее «Гараж».
— Вы – «несун» искусства?
— Да, и сегодня у меня под полой работы Алексея Васильева, калужского автора.
— То есть вы не художник, а галерист?
— Сегодня – да. Если я буду выставлять свои работы, это не будет галерея.
— Сколько «пальтовых» выставок вы провели?
— Больше пятисот за двадцать пять лет – это точно.
— Как вы попали в современное искусство? Кто ваши родители?
— Инженеры- геодезисты. Я пытался посматривать в теодолит, в нем все перевернуто, любопытно. Окончил музыкальную школу по классу кларнета, работал в Одесском театре оперы и балета артистом миманса сцены. Играл в «Кармен», «Орлеанской деве», «Запорожцах за Дунаем»… Например, стоял во время бала в замке с алебардой.
— Почему из классики двинулись в авангард?
— Из чувства социального протеста.
— Как Цой: «Мы ждем перемен»?
— Мы их не ждали, а создавали. В 1982 году я познакомился с одесскими художниками- авангардистами. И я по-прежнему на сцене, в образе…
— Да еще в маске… -… «душа моя». Прямо мистер Икс! Вы сами придумали эти дырочки для крепления картин?
— Их – сам, а идея «Пальто» коллективная, одесской группы «Перцы» — Олега Петренко, Милы Скрипкиной и моя.
…Искусство – это праздник, клоунада, карнавал, а не пыльный трактат. Спешите видеть, участвовать, улыбнуться!
Маргарита РАЗУМИХИНА.
Фото Игоря РУЛЁВА.
Комментарии
Больше по теме
Не изменяя авиации. Не стал пилотом, зато отвечает за аэропорт в Калуге
Дожать собственника. Калужане не прекращают тонуть в фекалиях
«Страшно до сих пор». Как живёт Злата Липовая из Козельска после похищения