Галерея «Пальто»

Одним из самых обаятельных образов фестиваля «MOST» стал человек-галерея Александр Петрелли.

Зрители фотографировались с ним наперебой. Он распахивал полы жестом эксгибициониста, а внутри мы видели… арт-объекты, которые гость предлагал купить.

Так он появляется в московских и петербургских галереях и музеях, включая Пушкинский и Третьяковку, а теперь и в Европе. Более 130 художников создавали произведения специально для «Пальто», среди них — Виктор Пивоваров, Вадим Захаров, Андрей Филиппов, Зураб Церетели…

В Вене, например, на австрийской ярмарке современного искусства, выставка Петрелли продолжалась всего три минуты — два десятка холстов размером примерно с ладонь были раскуплены. Так оборотистый одессит  реализовал идею передвижного музея, высказанную еще Марселем Дюшаном.

Александр Петрелли вспомнил трогательный в своей безобидности образ «несуна» социалистического «прекрасного далека», когда под полой с производства выносили подшипники и резисторы. Потом целые заводы, отрасли народного хозяйства стали выносить в нирвану, а их прибыли – в офшоры. На художнике была черно-белая гигиеническая маска с изображением солнца и полумесяца.

— Александр Иванович, вы эту маску сами сделали?

— Их выдавали в московском музее «Гараж».

— Вы – «несун» искусства?

— Да, и сегодня у меня под полой работы Алексея Васильева, калужского автора.

 — То есть вы не художник, а галерист?

— Сегодня – да. Если я буду выставлять свои работы, это не будет галерея.

— Сколько «пальтовых» выставок вы провели?

— Больше пятисот за двадцать пять лет – это точно.

— Как вы попали в современное искусство? Кто ваши родители?

— Инженеры- геодезисты. Я пытался посматривать в теодолит, в нем все перевернуто, любопытно. Окончил музыкальную школу по классу кларнета, работал в Одесском театре оперы и балета артистом миманса сцены. Играл в «Кармен»,  «Орлеанской деве», «Запорожцах за Дунаем»…  Например, стоял во время бала в замке с алебардой.

— Почему из классики двинулись в авангард?

— Из чувства социального протеста.

— Как Цой: «Мы ждем перемен»?

— Мы их не ждали, а создавали. В 1982 году я познакомился с одесскими художниками- авангардистами. И я по-прежнему на сцене, в образе…

— Да еще в маске… -… «душа моя». Прямо мистер Икс! Вы сами придумали эти дырочки для крепления картин?

 — Их – сам, а идея «Пальто» коллективная, одесской группы «Перцы» —  Олега Петренко, Милы Скрипкиной и моя.

…Искусство – это праздник, клоунада, карнавал, а не пыльный трактат. Спешите видеть, участвовать, улыбнуться!

Маргарита РАЗУМИХИНА.

Фото Игоря РУЛЁВА.