Калугу могут раскодировать

Чуть больше месяца назад, седьмого сентября, на планерке в городской управе главный архитектор Калуги Алексей Комов представил концепцию дизайн-кода Калуги – свод правил и рекомендаций к оформлению фасадов, вывесок, рекламных и информационных конструкций.

И вот на днях в Петрозаводске появился прецедент, который может все разрушить. Суд признал незаконными правила властей о вывесках. Но об этом позже.

Дизайн-код — это такой иллюстрированный набор правил, требований и рекомендаций по вопросам облика города, который принят городскими властями, следящими за его исполнением. В России под дизайн-кодом обычно понимают правила размещения вывесок, хотя дизайн-код может определять и то, как выглядит город в целом: какая в нем наружная реклама, как нужно содержать фасады зданий, как развивать облик улиц и общественных пространств, какую ставить уличную мебель и малые архитектурные формы, как выглядят городская навигация, символика и как их применять.

В отличие от градостроительных документов, которые определяют, как строить город, дизайн-код говорит, как он должен выглядеть. Требования к облику городской среды есть в том или ином виде в документах всех российских городов. В Калуге, например, это «Правила благоустройства территорий муниципального образования «Город Калуга». Но эти правила обрывочны и слабо конкретизированы.

В настоящем дизайн-коде требования расписаны полноценно, есть подробная графическая часть, которая показывает, как, например, размещать вывески на зданиях. Первый такой полноценный документ в России, который можно назвать дизайн-кодом, сделала студия Артемия Лебедева в 2014 году для Москвы.

Разработанный сектором главного архитектора Калуги документ получился весьма объемным. Одно лишь визуальное приложение к рекомендациям по оформлению рекламных и информационных конструкций занимает 70 страниц.

– Основная задача – снизить активность вывесок как таковых, использовать в них только объемные буквы. Короба должны быть объявлены вне закона, потому что они уничтожают тот самый архитектурный облик, перечеркивая архитектурные элементы, архитектурное наследие,

 — пояснил, для чего проводилась эта работа, главный архитектор.

Вне закона окажутся и многоцветные вывески на фасадах исторических зданий. Размеры их были регламентированы, а внешний вид унифицирован. Все эти правила просто необходимы каждому городу. Разумеется, Калуге тоже – не только центральные улицы выглядят как свалка с ароматом девяностых, а весь город. Теперь случилось страшное — второй апелляционный суд в Санкт-Петербурге признал недействующим решение Петрозаводского городского Совета от 5 июля 2019 года «Об утверждении требований к установке вывесок на фасадах зданий, строений и сооружений на территории Петрозаводского городского округа».

Об этом сообщила бизнес-омбудсмен Карелии Елена Гнетова. По мнению суда, новые правила незаконно возлагают на бизнесменов дополнительные обязанности и создают препятствия для их дела. В администрации Петрозаводска сообщили, что пока не получали мотивировочную часть решения суда. Только после этого будет приниматься решение о дальнейших действиях.

Казалось бы – где мы и где Петрозаводск? И при чем тут решение какого-то другого суда – у нас ведь не прецедентное право. Да, в России прецедент официально не является источником права, но на практике решения вышестоящих судов часто принимаются во внимание при разрешении споров.

Получается, если калужским предпринимателям, так же как и петрозаводским, взбредет в голову отстаивать этот визуальный мусор, суд может встать на их сторону. Многие сразу вспоминают про Таймс-сквер в Нью-Йорке или район Гиндза в Токио. Ведь там куча световой рекламы, и все прекрасно, гармонично и красиво. Но тут есть один нюанс – эти места изначально спроектированы такими, поэтому и выглядит хорошо. А здоровенный светящийся экран на перекрестке Кирова и Плеханова в Калуге вовсе не выглядит как кусочек Токио. Скорее, как кусочек чего-то очень яркого и очень плохо пахнущего.

С одной стороны, бизнес можно понять. Многие боятся потерять разнообразие и уникальность вывесок после ввода регламентов. Но дизайн-код не лишает разнообразия, а лишь создает рамки разумного и дозволенного. Разве вам нравится, когда в одном здании каждый магазинчик сделал не только свою вывеску, но и фасад покрасил так, как ему вздумается? Что это за кусочничество? Это все равно что у ботинка только носок почистить, а задник и каблук оставить грязными. Как вообще с этим можно идти в суд?

Город задает общие правила: где и как можно размещать вывески, а где нельзя. Регламент учитывает тип застройки и характер улицы. Глупо ведь создавать одно и то же условие для дореволюционной застройки центра и новых районов на Правобережье. Для десяти центральных улиц Калуги был разработан внешний вид фасада каждого здания.

Как будут выглядеть некоторые из них, например, строящийся сейчас Дворец спорта, Комов уже продемонстрировал. Получат дизайн-символы и общественные пространства. Сектором главного архитектора также были подготовлены типовые колористические решения для фасадов пятиэтажек, многие из которых в свое время были украшены орнаментами калужской перевити, которая исчезает в результате ремонтов фасадов. Перевить предлагается вернуть.

Теперь все эти великолепные достижения могут исчезнуть, даже толком не появившись. Стоит только в голове какого-нибудь не очень адекватного калужского предпринимателя зародиться идее, что его бизнес кошмарят, и подать в суд. Давайте в Калуге все вдруг окажутся в своем уме и на ура примут дизайн-код?

Роман БУРМАКИН.

Фото автора.