Кому Ширвиндт испортил жизнь?

Евгения Миленушкина об одном из столпов комедии на советском и российском экране.

Во все времена достать билеты в Московский театр сатиры и «Ленком» было практически невозможно. Не в том ли причина, что на этих сценах в разное время блистал Александр Ширвиндт? Что самое удивительное – назвать его кинозвездой никак нельзя, он если где и снимался, то в проходных ролях. Но кто скажет, что они никем не были замечены?!

Впервые я увидела этого великого творца юмора  на сцене  театра сатирических миниатюр, который он создал в  родной «Щуке», будучи одновременно и актером, и режиссером, и конферансье. От желающих попасть на спектакль не было отбоя.  После окончания вуза он был зачислен в труппу «Ленкома», а одновременно и в штат «Мосфильма».  Среди первых его киноработ —  «Приходите завтра», где он сыграл «Станиславского».  В кадре мы его видим  всего пару раз и в картине «Самая обаятельная и привлекательная». Но никого другого, даже из самых ярких кинозвезд, просто невозможно представить в этих крошечных эпизодах!

Актеры, которым в новых картинах режиссер не предлагает главные роли, чувствуют себя несостоявшимися. Это – не про Александра Ширвиндта, который «мелькнул» более чем в шестидесяти лентах известных режиссеров, но разве можно забыть Павлика из «Иронии судьбы…» или  одноглазого шахматиста в  «Двенадцати стульях», Феликса – «Еще раз про любовь», Фирелли – «Принцесса цирка». А вот и главная роль сэра Самуэля Харриса в картине «Трое в лодке, не считая собаки».

Так умеет все же он играть большие роли? На этот вопрос есть ответ у поклонников Театра сатиры, где актер  блистает всю свою жизнь, теперь уже в роли  его художественного руководителя. «Ходила  на Ширвиндта» по нескольку раз: «Женитьба Фигаро» (граф Альмавива), «Обыкновенное чудо» (Министр-администратор). «Трехгрошовая опера» (Роберт Пила). А его Молчалин в «Горе от ума» хоть по своей сути и мерзкий человечек, но не влюбиться в него невозможно!

Есть два человека на земле, без которых он был бы просто не он. Первый – это его жена Наталья Белоусова, с которой Ширвиндт  уже прожил шестьдесят лет! Второй – его друг (ныне покойный) Михаил Державин. С ним  он шел по жизни …с самого роддома и был неразлучен семьдесят два года! Об этом творческом тандеме известно всем, их эстрадные номера доводят зрителей  до исступления, до спазм, до воплей. Достаточно посмотреть хоть маленький кусочек  дуэта двух гениев в миниатюре «Закадр Внекадрович Нетронутый», чтобы разгадать их тайну: оба на протяжении всего действа абсолютно холодны, невозмутимы, с окаменевшими лицами. Зритель же размазывает по лицу слезы, давясь от смеха.

Действительно, к Ширвиндту маска циника приросла намертво. «Я испортил ей жизнь!» — это он делает признание, имея в виду любимую Наташу. И в это почему-то хочется верить, хотя есть опасение – не  очередная ли едкая шуточка мастера приколов? Но ведь на самом деле его супруга, талантливый архитектор, забросила свою карьеру и посвятила себя домашнему очагу. Однако сам он в этом очаге прибираться не склонен. Придирчив ли он к домашней трапезе? Да нет! Совсем некапризен, ему бы только  наварить лука.

Выходит, что жена – рабыня? Совсем нет – она главнокомандующий!  Муж в ее железном подчинении и постоянно повторяет: «Делай что хочешь, только меня не трогай!». Это Наташу вдохновляет, и она  без страха начинает очередной капитальный ремонт дома. Кстати, такая важная деталь: при всей ироничности маски наш герой безумно любит супругу и не перестает ее удивлять. Знал, что она мечтает, выйдя на пенсию, покататься на трамвае. Он ей в день рождения такой «прокат» и организовал, взяв трамвай в аренду, но Наташа категорически отказалась от  такого «банкета на рельсах». В общем, эта супружеская пара – одно целое, но каждый – индивидуальность. Оба научились уживаться с недостатками друг друга. Даже такой вечный порок актеров, как бесконечные романы, Ширвиндту несвойственен. Не любитель он интрижек, он восхищается своей женой, а она ценит его талант.

Отдельной главой жизни актера могут стать его бесчисленные по жизни розыгрыши, которые  порой доводят друзей до полуобморочного состояния. Часто в них принимал непосредственное участие и сам Марк Захаров. Он вспоминает, что когда их друг Андрей Миронов женился на Екатерине Градовой, Ширвиндт подбросил в чемодан молодых, отправлявшихся в свадебное путешествие,  несколько кирпичей. А потом на вокзале наблюдал, как его друг втаскивает в купе неподъемный багаж.

Во время  «банной сцены»  в фильме Эльдара Рязанова  «Ирония судьбы…» Ширвиндт, Бурков, Мягков и Белявский устроили настоящий дебош. Съемки проходили ночью в холодном коридоре «Мосфильма», и, чтобы согреться, актеры принесли с собой водочки,  подменив ею реквизиторские бутылки с водой. Пиво же в кадре было настоящим. После первого дубля актеры почувствовали небывалый подъем и вдохновение. После третьего —  их  чересчур правдоподобное опьянение стало заметно всей творческой  группе. Рязанов пришел в ярость и остановил съемку. Она была переснята на другой день, но в картину все же вошел первый (натуральный!) вариант.

Все фокусы, придуманные Ширвиндтом, можно издать отдельной книгой, которые он, кстати, успел написать,  и заголовки которых уже  есть венец его блестящего юмора: «Проходные дворы биографии», « Опережая некролог», «Склероз, рассеянный по жизни». Зачитаетесь! Конечно, он великий мастер импровизаций. В роли конферансье и ведущего ему нет равных. Просто невозможно представить, чтобы  собеседник поставил его в тупик. Ничто не может его сбить и на сцене. Рассказывают  такой случай, когда его партнерша оговорилась и вместо крика «Где мой сын?» произнесла «Где мой сыр?», на что Ширвиндт невозмутимо ответил: «Я его съел».

Прав был  Марк Захаров, который сказал: «Он не актер, не режиссер и даже не профессор «Щуки» – он ШИРВИНДТ».

Евгения МИЛЁНУШКИНА.

Фото pikabu.ru, domkino.tv, r1.ru.net, cont.ws, fotostrana.ru, ok.ru.