«MOST» через обыденность

Все смешалось на бывшем заводе «ЭЛМАТ»: холсты, люди, денежные купюры, куры, маски, четырехметровые мостры. Авангардный троллейбус увезет вас в супрематизм, в бане умоют искусством, на площади поймают в нейронные сети. Это накрыл Калугу всероссийский фестиваль актуального искусства MOST.

Его устроители — Леонид Меерович, Алексей и Мария Майоровы и их команда — объяли город опытами визуальной агрессии. Они решили, что раз зачумленный проблемами калужанин не особенно стремится к искусству, то искусство само войдет с ним в контакт. Причем третьего рода.

С 18 октября по 3 ноября на территории бывшего завода «ЭЛМАТ» (Грабцевское шоссе, 43) и еще пятнадцати площадках прошумят более пятидесяти проектов. Программа обещала красную ковровую дорожку, но под стать ли авангарду такая помпезность?

Устроители провели открытие максимально демократично. Развернулось действие в бетонных пространствах остатков  цехов, где в иные времена процветала  индустрия. Поэтому, собираясь на фестиваль, наденьте галоши, самые теплые свитера и пальто, шапка и перчатки – обязательны. И горячую любовь к искусству не забудьте!

Отдельные представления пройдут в бане, на вокзале, в старинной усадьбе, торговом центре, и даже троллейбус маршрута № 18, на котором вы доедете до «ЭЛМАТа», стал арт-объектом. По-английски имя новорожденного фестиваля означает «наибольший», действительно, младенец получился крупный. Калужане погрузятся в перформанс, видео-арт, extended reality, паблик-арт, site-specific, иммерсивный и физический театр, современную драму, арт-баттл, contemporary dance, экспериментальную оперу и многие другие затеи.

Среди участников —  как известные и признанные имена на российской и зарубежной арт-сцене, так и молодые авторы. Зрителей ждут более 20 персональных и групповых проектов таких художников, как Александр Шишкин-Хокусай, Александр Кокс, Иван Горшков, Максим Татаринцев, Катя Царева, Алексей Васильев, Юлия Агеносова, Виктор Пономаренко, Петр Чумаков, и других. Они плотно освоили восемь тысяч квадратных метров территории завода. Одна только инсталляция «Карнавал нейронных сетей» состоит из огромных ярких надувных скульптур высотой до четырех с половиной метров. Художнику помогли их создать нейронные сети Image to Image и Deep Dream. Загружая изображения, найденные по тегу «энергия», автор получил картинки, отсылающие к урокам физики. «Не зная закона Ома – сиди дома!» Скульптуры аж подрагивают от избытка электронов.

Фестиваль приехали поддержать бывший губернатор Калужской области Анатолий Артамонов и председатель совета директоров Почты России Максим Акимов. Поэтому открытку с фестиваля каждый мог послать в любую точку страны!

— Максим Алексеевич, на открытии фестиваля современного искусства уместно спросить, как, по вашему мнению, стоит увековечить в Калуге имя сподвижника Казимира Малевича, яркого мастера авангарда Николая Михайловича Суетина. Он родился на станции Мятлевка, провел в Калуге детство.

 — У меня сейчас нет готового ответа. Возьмем задачу в работу.

— Как приучить современников к новому искусству?

— Точно так же, как не надо бояться делать добрые дела, не надо бояться ничего нового. Понравится это вам или нет – это новый опыт. С каким бы чувством вы не ушли с фестиваля, вы уйдете более богатым. Даже если пока для вас такое искусство неорганично, все равно это вас изменит к лучшему.

… День открытия фестиваля завершил показ спектакля «Утопия» Инженерного театра AXE (Санкт-Петербург). Он был разыгран почти как пантомима с элементами акробатики. Короткие реплики были воззваниями к улучшениям человека и социума, заведомо невозможным. Калужанам спектакль особенно понравился, потому что в одном из его лирических персонажей легко узнавался наш любимый учитель, Циолковский. Он вел себя прямо как на своих уроках: занимался пиротехникой, успешно запустил аэростат …

Впрочем, этот зрелищный перформанс, поставленный но всем законам драматургии, пересказать можно, лишь выхолостив трепетный нерв. Ученые и Дон-Кихоты, Икары и художники стремятся вверх и дальше, но обыденность и ее стражи уничтожают, приземляют и их труды, и самих творцов. Даже тем, кто разделяет критический взгляд прозорливца Виктора Пелевина на актуальное искусство, вся эта «буча, боевая, кипучая» будет интересна.

Программа фестиваля больше походит не на мост, а на полет в аэродинамической трубе, что и отражено в заставке. Счастливого путешествия и благополучного приземления!

Маргарита РАЗУМИХИНА.

Фото Игоря РУЛЁВА, со страницы Алексея Майорова в соцсети.