Почти тысячу калужанок суд обязал платить алименты на своих детей.

В представлении большинства должники по алиментам – мужчины, которые развелись с некогда любимой женщиной и, стараясь забыть ее, будто вычеркнули из жизни и их общего ребенка. Однако в последнее время среди неплательщиков алиментов стали встречаться и матери, не желающие участвовать не только в воспитании своего сына или дочери, но и в их материальном содержании.

Так, в начале октября судебные приставы намеревались арестовать дорогую иномарку, принадлежащую жительнице Калуги, так как та задолжала по алиментам дочери 40 000 рублей. Чтобы не остаться безлошадной, дамочка поспешила погасить долг и потому по-прежнему разъезжает на своем авто по улицам областного центра.

Случай этот отнюдь не единичный, хотя и выбивается из общей картины. На сегодняшний день в региональном управлении Федеральной службы судебных приставов находится 6 692 исполнительных производства о взыскании алиментов, из них 979 (или 15% от общего числа) – именно в отношении женщин.

Накопленные ими долги – это выплаты на содержание детей. Как уточнили в ведомстве, в практику судебных приставов крайне редко попадают дела о взыскании выплат с калужанок в пользу родителей.

— Больше половины жительниц Калужской области, в отношении которых есть исполнительные производства о взыскании алиментов, приходится на возрастную категорию от 30 до 40 лет, – рассказал сотрудник пресс-службы УФССП региона Артем Залогин. – Портрет такой женщины достаточно типичен: она не работает, ведет асоциальный образ жизни и, как правило, лишена родительских прав. Дети таких гражданок зачастую проживают либо в детском доме, либо у опекунов.

Но материнские чувства атрофируются не только у 30 — 40-летних женщин. Как свидетельствует статистика, в Калужской области немало должниц по алиментам среди тех, кто отметил или приближается к «ягодному» возрасту.

Нередко приходится принудительно взыскивать деньги на содержание детей с 20 — 30-летних мамаш. По последним данным, самой молодой калужанке, задолжавшей по алиментам, – 21 год, а самой возрастной – 63.

Впрочем, приятные тенденции тоже прослеживаются: количество матерей-кукушек в регионе снижается. Если за девять месяцев прошлого года в поле зрения судебных приставов попали 35 калужанок, то за такой же период в нынешнем – только 18. И это самый низкий показатель за последние несколько лет.

Другой вопрос, что взыскивать долги иногда приходится не просто годами – десятилетиями. И тогда сумма неуплаты может перевалить за миллион. Как у жительницы Дзержинского района, которая задолжала по алиментам своим детям 1 400 000 рублей и стала в Калужской области «рекордсменкой» среди алиментщиц.

— Исполнение судебных решений о взыскании алиментных обязательств практически всегда предполагает длительное время нахождения исполнительного производства у судебного пристава. Ведь выплаты производятся до достижения ребенком совершеннолетия, а если остался долг, то и после – до полного погашения задолженности, – поясняет Артем Залогин. – Бывает, что исполнительные производства находятся на исполнении десять, пятнадцать и более лет.

Чтобы пробудить у горе-матерей совесть и память, их отправляют на обязательные работы, это если нет имущества, на которое можно наложить арест. В этом году в Калужской области было возбуждено 136 таких административных дел. Отработав, к примеру, сто часов, некоторые калужанки начинают выплачивать алименты. Кому не помогает трудотерапия, рискуют оказаться под уголовной статьей и на год лишиться свободы. За девять месяцев этого года в отношении 54 гражданок-алиментщиц были возбуждены уголовные дела по статье 157 УК РФ.

Когда же у должниц есть что терять и дамочки не ведут асоциальный образ жизни, эффективными мерами работы с неплательщицами являются запрет на регистрационные действия с имуществом или его арест, ограничения в праве выезда за границу или на управление транспортными средствами.

Впрочем, в практике калужских судебных приставов случаются истории и со счастливым концом, когда мамы-должницы вставали на путь исправления. Мирно решали конфликт с бывшим мужем или опекуном ребенка и продолжали платить алименты уже без участия сотрудников УФССП. А то и вовсе возвращали себе детей и начинали самостоятельно заниматься их обеспечением и воспитанием. Хочется, чтобы таких историй было как можно больше.

Наталья ТИМАШОВА.

Фото www.ndv.ru.