Хлопок одной рукой

Калужские камерные оркестр, хор и солисты исполнили Реквием Карла Дженкинса.

Год назад они представили переполненному залу Дома музыки премьеру, а в этот раз из-за пандемии слушателей было почти столько же, сколько исполнителей. Каждый меломан мог почувствовать себя избранным, принцем-герцогом позапрошлого века.

Устроители концерта не доверились дисциплинированности калужан, а мудро вынесли лишние стулья. В атмосфере салона гениальная музыка прозвучала особенно проникновенно, слушатели могли почувствовать себя как бы наедине с ней. Буддисты придумали загадки для расширения сознания, например: «Что такое хлопок одной рукой?» Правильный ответ – тишина.

Такого эффекта, глубокого покоя через бурю, достигли вокалисты и оркестранты. Трудно в современной музыке отыскать более жизнеутверждающее произведение, чем эта заупокойная месса. Карл Дженкинс создал ее в 2005 году и посвятил памяти отца. Композитор — командор Превосходнейшего ордена Британской империи,  рыцарь королевы, не раз возглавлял список «Топ-10 ныне живущих композиторов», составленный британской радиокомпанией «Классик FM». Традиционные части заупокойной мессы перемежаются с японскими хайку, переплетая западное и восточное представления о жизни и смерти, вечном и мимолетном. В начале Реквиема подчеркнут контраст между христианским понятием о смерти и дао, путем благородного мужа. Однако к финалу эта полярность исчезает. Слова двух последних хайку перемежаются с текстами мессы, переплетаясь как золотые и серебряные нити.

Произведение — в тринадцати частях, и весьма уместно было бы попросить не аплодировать между ними. Переводы хайку зрители могли бы прочесть с экрана или в программке, которой не было, не разрывая волшебную ткань музыкального повествования.

Вчерашний снег,

Опавший, как цветы вишни,

снова стал водой.

Из глубины моего сердца

как прекрасны

снежные облака на западе.

Теперь как дух я буду блуждать

по летним полям.

Кажется, канули в Лету баснословные времена, когда композиторы писали великую музыку. Дженкинс опроверг это заблуждение. Он родился в деревне на  юге Уэльса в семье органиста и хормейстера. Ребенком играл на гобое в Национальном молодежном оркестре Уэльса, потом учился на музыкальном факультете в Университете Кардиффа, окончил аспирантуру Королевской академии музыки (Лондон).

Карл Дженкинс начал карьеру как джазовый и джаз-роковый музыкант, играющий на саксофонах (баритон и сопрано), клавишных и гобое. Он стал одним из основателей джаз-роковой группы «Nucleus», которая выиграла первый приз на международном фестивале в Монтре.  Затем он с группой «Soft Machine» играл прогрессивный рок. Весьма успешно писал музыку для рекламы. Словом, ничто не предвещало…

Музыканты и меломаны мира ахнули, когда зазвучали его хоры проекта «Adiemus». Дженкинс дирижировал ими в Японии, Германии, Испании, Финляндии, Нидерландах и Бельгии, а также в лондонском «Альберт-холле» и даже на электростанции в Баттерси. Альбом 1995 года «The Adiemus: Songs of Sanctuary» возглавил чарты классических альбомов. Композитор сумел органично соединить классическую форму, мощную мысль, фольклорный открытый звук, свежесть. Наиболее известное сочинение Дженкинса, «Месса мира. Вооруженный человек», такое же кросс-культурное, как и Реквием. Оно пропагандирует  мультикультурализм, вторая его часть — молитвенный призыв настоящего муэдзина на арабском языке.

Для исполнителей, дирижера Александра Левина, руководителя хора Маргариты Кулаевой, коллективов и солистов исполнение этого насыщенного идеями произведения философа от музыки — очередной экзамен, выдержанный с блеском. Партию арфы исполнила на электрооргане Виктория Тантлевская, партию флейты – Наталья Симакова, валторны – Василий Майстренко. Детский дискант Егора Изотова и сопрано Елены Шумаевой напомнили хрусталь ангельского пения. Трио «японских» девушек: Патрисия Апаева, Екатерина Котерева, Полина Замкова — год назад потрясло публику не только вокалом, но и яркими кимоно, живыми цветами в сложных прическах. На сей раз они ограничились европейскими концертными костюмами, но сумели создать ажурный и величественный образ.

Увидев луну, даже я прощаюсь с этой жизнью с благословением. Инь и янь соединились в исполнении, как светлая печаль опадения лепестков сакуры и грозное предупреждение Страшного суда. Эта музыка, как и все творчество Карла Дженкинса, проповедует необходимые для выживания человечества интернационализм, равенство людей разных рас, культур и верований.

Маргарита РАЗУМИХИНА.

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.