Сентябрьский май гитары

В Калуге прошел традиционный фестиваль «Мир гитары».

XXIII международный музыкальный фестиваль «Мир гитары» согрел майским светом сентябрьское ненастье.

Создатель форума, Олег Акимов, блестяще решил проблему мирового карантина: концерты четырех дней праздника были плотно наполнены самой высококачественной музыкой.

«Музыканты из дальнего зарубежья приедут позже»,

— заверил Олег Акимов.

Первый день фестиваля его команда посвятила ушедшему из жизни Владимиру Каушанскому, девять лет бывшему ведущим концертов «Мира гитары». Организаторы решили подождать с приглашением нового лица. Роль ведущего выполнил сам Олег Акимов, емко, конкретно рассказывая об исполнителях и произведениях самое главное – ведь он знает предмет до тонкости!

Открыл форум лауреат более чем 25 международных конкурсов и, главное, самой престижной награды Гитарной ассоциации Америки, GFA, Ровшан Мамедкулиев. Он прочувствованно исполнил прозрачную музыку Габриеля Абрильи в сопровождении Калужского молодежного симфонического оркестра.

Создатель фестиваля отметил: «Коллектив достиг такого уровня, что может выходить на сцену вместе со звездами, творящими мировую культуру». Дирижировал Алексей Шацкий, ученик великого Мусина, с 2002 года работающий с европейскими оркестрами.

Один из любимцев калужан, буквально выросший на нашем форуме в крупного исполнителя, еще одного лауреата GFA, Дмитрий Илларионов, сказал, что из-за пандемии это его первый концерт в закрытом зале. Он привез мировую премьеру, сюиту-фантазию на сочинения трех поколений династии музыкантов Смирновых, пронзительную дань памяти ушедшему из жизни талисману фестиваля, Ивану Смирнову. Его сыновья, Иван-младший и Михаил, вместе с КМСО создали впечатляющую ностальгическую фреску.

Второй день фестиваля стал подарком меломанам – на два концерта в галерее Pro Art`s был свободный вход. Максим Дороганич (Россия), Кайрат Крыстанов (Казахстан), Александр Миронов (Молдова) показали своим искусством, что СНГ – не миф, а пространство, пронизанное живыми творческими и человеческими связями. «Подругу семиструнную» на вечернем концерте представили Сергей Руднев, дуэт «Русские гитары», Александр Миронов. В концертном зале на программе барокко, романтизма, новой классики и фламенко взволновал выразительностью и точностью, проникновением в дух эпохи, лауреат GFA, юный Антон Баранов. На копии романтической гитары восемнадцатого века он исполнил концерт Франческо Малины. А помог ему давний друг фестиваля, московский камерный оркестр MUSICA VIVA с  дирижером Леонидом  Казаковым. «Квартет Фраучи», состоящий из учеников этого уникального профессора, исполнил сочинение Никиты Кошкина, самого играемого гитарного композитора в мире. Как в классические времена считалось почетнее быть римлянином, чем королем, так в гитарном мире звание ученика Александра Фраучи выше многих лауреатств.

Много лет постигавший народную музыку в Мадриде Алексей Стародубцев и фламенко-группа напомнили испанской сюитой о звездах, бывших гостями фестиваля: Пако Де Лусии, Висенте Амиго, Томатито. На закрытии праздника Юрий Матвеев вместе с симфоническим оркестром Москвы «Русская филармония» под руководством Сергея Тарарина исполнил «Осеннюю зарисовку», слившуюся пиццикато скрипок с дождем за стенами зала. 

Джазовые студии начал Жора Саргсян и дебют трио калужан в составе директора и преподавателей колледжа культуры: Олега Латышева, Дмитрия Винокурова и Александра Беляева. Благодаря Жоре Саргсяну была проведена онлайн-трансляция  фестиваля на Армению. В планах организаторов – охват аудитории Европы и мира!

Звук алой гитары лауреата всех мировых премий Романа Мирошниченко, мощный, как пушечный выстрел, отметил начало кульминации фестиваля, мировые премьеры. Он исполнил свои лучшие сочинения, которые возвели его на олимп славы. Оркестровки музыканту помог написать отец, и хиты засверкали новыми гранями. Фейерверк импровизаций народного артиста России Даниила Крамера и Романа Мирошниченко был ослепителен, довел зал до неистовства. На кахоне колдовал кубинец Овер Серрано, как на перкуссии, стучал по «Стейнвею» Даниил Крамер (беседу с ним мы предложим читателям в следующем номере).

Остро, ярко, как перец чили, разгорались импровизации на второй концерт Астора Пьяццоллы и «Либертанго». В последнюю волшебники сумели вплести «Турецкий марш» Моцарта и музыку Таривердиева к «Семнадцати мгновениям весны». Роман бросал в публику именные медиаторы, овации не стихали.

Олег Акимов объявил: «Наш фестиваль завершен, но он не закончился!». Фиеста стала не «знаковым событием», не потреблением «культурки», не светским раутом, а средой для искреннего общения. Он — погружение в культуру, школа, из которой слушатель выходит умнее, красивее, добрее. Через семь месяцев снова добро пожаловать в сауну духа, на XXIV фестиваль!

Маргарита РАЗУМИХИНА.

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ и Игоря РУЛЁВА.