Смирновы о Смирнове

Сыновья об отце, ставшем символом «Мира гитары».

Этот музыкант впервые приехал на «Мир гитары» в 1999 году и стал его талисманом. Органичнейшего гитариста и композитора Ивана Смирнова венчал венок из престижнейших наград. Из-под его пальцев росла музыка, как трава из земли, а в прошлом году Ивана не стало. Но его дети – и сочинения, и сыновья – снова с нами.

Перед мировой премьерой сочинения Дмитрия Илларионова, «Фантазии-посвящения Ивану Смирнову»,  мы говорили с сыновьями об отце.

— Как изменилось ваше ощущение личности отца за прошедший год?

— Иван – русский феномен, все, что с ним связано, по сути и по духу очень русское. Опять проявилась русская традиция чтить человека, раскрывать его наследие после его смерти. Сейчас музыка отца переживает новое рождение. Дима Илларионов сотворил чудо, переложив его музыку для оркестра. Он сделал это за месяц, и днем и ночью мы были на связи.

— Иван очень точно рассуждал о музыке и жизни, его оценки запоминались…

 — Он редко погружался в философские концепции, чаще шутил. У нас до сих пор нет такого ощущения, что мы без него, дух Ивана присутствует.

— Какие из любимых книг отца стали вашими любимыми?

— Множество! Он любил романтиков: «Мельмот Скиталец» Метьюрина, «Эликсир Сатаны» Гофмана. Любил философов Леонтьева, Бердяева, Соловьева, Розанова…

Иван оценивал музыканта по тому, есть или нет у него дуэнде…

— Это дух музыки фламенко… — …Особое вдохновение, — добавил Иван-младший.

 — Какой памятник поставили на его могиле?

 — Простой крест. Что может быть выше для христианина? И рядом – всегда свежие цветы. Мы собираемся там в дни памяти, недавно отцу должно было бы исполниться 65 лет.

…В сюите прозвучала музыка отца Ивана, Николая Смирнова, самого гения гитары, и его сыновей, Михаила и Ивана. И в эти минуты автор «Карусельного деда» был жив.

Маргарита РАЗУМИХИНА.