Славный день на берегу Угры

В эту субботу на Калужской земле праздновали 540-летие Великого стояния на высоком берегу Угры двух войск – князя Ивана III и хана Ахмата. День, который считается концом многолетнего подданства русских князей Золотой Орде.

Таких моментов, когда судьба Руси стояла на перекрестке, в ее истории множество. Но редкий может похвастаться тем, что обошелся без кровопролития. Так оно и было полтысячелетия назад: кроме редких разведывательных набегов с обеих сторон да мелких набегов ордынцев, противостояния не было.

Русские, вооруженные пушками, огнестрельными пищалями и самострелами, наносили татарской коннице существенный урон. Обе попытки Ахмата пересечь реку были отбиты. И он ушел, не дождавшись не только появления князя Ивана, но и маломальской победы. Вскоре после ухода хана в поволжские степи он погиб. А Золотая Орда вступила в период войны между улусами…

Август 2020 года, 22-е… С самого утра сюда начали стекаться гости из самых разных уголков Центральной России – Тулы, Рязани, Калуги, Орла, Москвы, даже волжской Самары. На просторах праздника разместились шатры и сцены, раскинулись ярмарочные ряды с изделиями ремесленников, мастера учили детей, как чеканить монеты, звонить в колокола.

Под солнечным небом слышались народные мотивы и звук свистулек, неподалеку от сцены, где гостей развлекали местные коллективы, пробовали свои силы на деревянных мечах мальчишки. Малышня глазела на участников-реконструкторов, которые, несмотря на теплый денек, с утра облачились в старинные доспехи. Да и где еще они бы смогли увидеть старого казака, мирно беседующего с ордынцем в кожаных доспехах? Подойти поближе, потрогать оружие – сколько воспоминаний будет потом! А если еще родители разрешат здесь, не в парке, а на вольной воле покататься на лошадях?

Вокруг ярмарки, товары которой напоминали описание из детских книг про быт Руси, роились десятки людей. Самоцветы, шкуры, кинжалы и полузабытые лакомства с напитками – и все это без восточного надрыва, плавно и по-домашнему предлагалось гостям.

Пришло в голову, что этот праздник даже не для взрослых, избалованных скоростью, громкостью и пестротой современных шоу, а для детей, впитывавших происходящее как губка. Вот девчушка в цветастом платьице в ожидании праздничной реконструкции сражается с отцом на ветках, рядом пробует имбирный чай мальчонка, из рюкзачка которого торчит деревянное оружие. Еще парочка ребятишек как завороженные смотрят на кузнеца, у которого – рррааз! – и высекается монетка, не простая, а именная. А еще можно испачкать руки в глине, мастеря свою игрушку.

Взрослым же было время отдохнуть. Отыскать тенек и спрятаться от солнца, перекусить, просто поваляться на траве, подставив лицо под освежающий ветерок. Как там говорилось в учебнике про русскую музыку? Ей свойственна широта и напевность? Вот и этот праздник в честь одного из самых знаменательных событий в истории России был таким: негромким, лиричным и наполненным волей.

К двум часам, когда гости были готовы к зрелищу, на сцену на самом берегу поднялся митрополит Калужский и Боровский Климент. Напомнив о том, что объединило русских воинов, он отслужил молебен. А затем, поздравив соотечественников с праздником, уступил свое место замгубернатора Василию Быкадорову. Из уст бывшего военного командира прозвучало:

«Души тех, кто стоял здесь, — над нами, и они не простят нам, если мы не победим».

Он напомнил, что праздник на Калужской земле сегодня двойной – 22 августа отмечается и День российского триколора.

И вот под объективами парящих в небе дронов на берег Угры вышли воины. Актеры облдрамы разыграли разговор между Иваном III, боярином и архиепископом Ростовским, а затем на нижнем поле загрохотали пушки, заплакали захваченные ордынцами девушки, понеслись с копьями наперевес друг против друга противники. Раз за разом натиск врага отбивала русская пехота, и коннице Ахмата приходилось отступать на равнодушный ливонский берег.

Пусть исход боя известен уже 500 с лишним лет, сейчас собственными глазами можно увидеть и  оценить прекрасное, но мало ценимое национальное свойство – стойкость….

Наталья КОНСТАНТИНОВА.

Фото Игоря РУЛЁВА.