Гражданин Никто

Личное мнение Евгении Миленушкиной о Михаиле Ефремове.

Со дня происшествия 8 июня в районе Смоленской площади в Москве прошло время. Виновник гибели Сергея Захарова известный артист Михаил Ефремов не шибко наказан – сидит дома, а это не тюремная камера. Впрочем, по закону ему грозит не менее пяти лет тюрьмы. Но мало кто верит, что «гения» ждет реальный срок – тому в истории тьма примеров.

Страшная трагедия и для семьи погибшего, и родственников, друзей виновного, в крови которого, кстати, обнаружены и алкоголь, и наркотики. Но какой шикарный повод был для представителей СМИ раскрутить событие до небывалых размеров! Все федеральные каналы Центрального телевидения в одночасье позабыли и про ситуацию в Сирии, на Украине, даже пандемия отошла на второй план. Таковы нынешние новостные форматы! Журналистский блок поделился строго на две части: на заступников артиста и осуждающих, клеймящих.

Кажется, единственное мнение объединяет нынче всех без исключения – скандал будет замят, точнее – сведен к самому минимальному минимуму. Но не будем предсказывать – подождем до августа, когда Фемида скажет свое слово. А пока хочется поговорить о том, что было в многочисленных обсуждениях отодвинуто на второй план или вообще затушовано.

Начнем с детства — той точки, которая определяет сущность любого человека, его мировоззрение и линию поведения по жизни. Оно у Михаила было во всех смыслах благополучным. Отец – известный всей стране создатель «Современника» Олег Ефремов, мать – не менее чтимая актриса Алла Покровская. Впервые на сцену МХАТа их сын вышел еще мальчиком. В школьные годы он – уже один из самых популярных юных актеров страны. Бесспорно, это было предметом гордости семьи. Как же могло случиться, что вместе с удачно сыгранными ролями тринадцатилетний юнец потянулся к бутылке?! Возраст опасный, и наверняка было самое время властной рукой отца посадить чадо на «короткую цепь».

Я не психолог, но кажется, что в актерской среде, сильно отличающейся от обычного поля воспитания, в центре всегда – карьера родителей, удачные проекты, высокие премии, завидные приглашения. Дети чаще всего вторичны. Вот и Миша под надежным крылом родительской известности семимильными шагами выстраивал свою линейку удачи и зрительского обожания.

По части его актерского таланта высказываю личное мнение – актер он достаточно средний, а присвоенное ему звание заслуженного вовсе не означает, что он гений, к коему его причислила одна из его рьяных почитательниц, договорившаяся до того, что «таким все дозволено»! Думаю, что подтверждением моих слов может служить его обширнейшая фильмография: более десяти фильмов в год! До таких объемов мало кто дотянулся. Просмотрела кое-что, в большинстве — серые ленты, участвовать в которых уважающие себя действительно талантливые мастера просто отказываются. Но, как известно, деньги не пахнут.

И все же две его киноработы здесь следует назвать. Конечно, это сериал «Граница. Таежный роман» и сериал, который (как знать?) будет иметь продолжение – «Гражданин Никто». Капитан милиции Максим Орлов делом своей жизни считает поимку «бумажного убийцы». В одной из спецопераций он получает страшную травму головы. Двадцать лет в коме, а когда приходит в себя, то узнает, что преступник так и не пойман.

Психотерапевта Осадчего как раз играет М. Ефремов. Можно осторожно предположить, что это некий психолог и обаятельный в чем-то с виду человек, очень качественно замаскировавший свое преступление. Все думают, что «бумажный преступник» погиб, но он жив, он снова целехоньким выбрался из переделки. Ему не нужна была просто смерть его личного врага. Он желал нечто большего…

С этой ролью Ефремов справился блестяще. Вот таковы интрига фильма и жизненная ситуация, где заслуженный, «нравственный», «добрейший», «лучший из всех сценических партнеров» артист стал гражданином Никто. Эпитеты в его адрес закавычила не случайно – это все слова уважаемых его коллег по сцене. Но почему же они, так горячо и преданно его любящие, не спасали друга от беспросветных запоев? Центральные телеканалы подробно транслировали место свершенного ДТП, направляя камеры на виновного. Но это не был вид человека, себя винящего в содеянном. Это был лик отпетого, отекшего от пьянок алкаша, а слезы он лил исключительно по самому себе.

Еще один момент, который как бы выпал из общей картины трагедии — стало известно, что дорожных нарушений у Ефремова вполне достаточно для того, чтобы на века отобрать у него права. Как теперь будут оправдывать такую лояльность надзиратели порядка на дорогах? Или опять же замнут? Другой вопрос: как поживает паб, где так свободно приобретал спиртное актер в любое время? А куда оттуда подевались записи с камер видеонаблюдения, кто стер, кто распорядился?

Не хочется здесь цитировать высказывания адвоката – тут все понятно, его обязанность — защищать. Да и медицинские заключения по поводу пристрастия Ефремова к алкоголю известны всей стране, опять же спасибо СМИ – их всегда оперативно транслируют. Взять, к примеру, мартовский скандал 2018 года в Самаре, когда зрители (а ведь это – масса народу!) возмутились игрой актера, находившегося в состоянии опьянения. Тому доказательство – реакция виновного, нецензурно затеявшего перебранку с публикой. И подобные «внесценарные показы» у Ефремова не редкость.

И тут нашлись покровители, прежде всего в лице его творческого союзника Дмитрия Быкова. Касаться их совместного проекта «Гражданин поэт» не хочу, считая это грязью и мерзостью. Радиостанция «Эхо Москвы» мне абсолютно неинтересна, а слушать ефремовские и быковские стихи «на злобу дня» — тем более. А вот подробнее поговорить о «гениальном» актере Михаиле Ефремове с точки зрения нравственной очень хотелось бы. Жаль, что телеканалы упустили такой шанс: молодым здесь был бы дан хороший урок, как в перерывах между запоями суметь поиметь пять жен, но не воспитать шестерых детей!

Евгения МИЛЁНУШКИНА.

Фото zhiznonline.ru, ruskino.ru, life.ru, amp.gamebet.politeka.net, rustar24.ru, m.kino-teatr.ru.