Копнуть до бомбы

Этот год для Калужских взрывников может стать самым урожайным на опасные находки.

Недавно начался огородно-­копательный сезон, а у специалистов группы разминирования было уже почти две сотни выездов по разным адресам Калужской области, в результате которых обезврежено больше 900 взрывоопасных предметов — гранат, мин, артиллерийских снарядов.

Столкнуться с опасной находкой можно, в двадцатый раз сажая картошку на огороде, который, казалось, был пахан-­перепахан. А все потому, говорят эксперты, что невзорвавшиеся снаряды «всплывают» из грунта медленно — за год в среднем на 1,5 — 2,5 см. Поэтому за послевоенные годы оказались обнаруженными, по сути, только те, что находились на глубине полутора — двух метров.

В региональном МЧС говорят, что количество найденных снарядов в последние годы только увеличивается. Объясняется это тем, что сейчас массово стали распахиваться заброшенные ранее поля, увеличились объемы земляных работ, связанных со строительством жилья и объектов инфраструктуры. Весомый вклад вносит и работа поисковых отрядов.

Обезвреживанием опасных находок в Калужской области уже более 20 лет занимаются специалисты группы разминирования, которая входит в состав пожарно-­спасательной службы.

Чаще всего им приходится иметь дело с минометными минами, артиллерийскими снарядами и ручными гранатами. На их долю приходится 90% подобных находок. Однако самыми мощными боеприпасами являются авиабомбы. Встречаются они у нас не так часто (например, в прошлом году было обезврежено 18 авиабомб), однако уничтожать их обычно труднее всего. Особенно крупного калибра, которые невозможно поднять на руках, а использовать технику опасно.

Так, самая большая авиабомба, которую пришлось уничтожать группе разминирования, была найдена в Кировском районе в 2014-­м.  ­

— Ее калибр, который равен общему весу, составлял 2,5 тонны. Несмотря на то что находилась она в лесу в 2 км от ближайшей деревни, уничтожить боеприпас, взорвав его, было опасно — оказался слишком велик содержавшийся в ней заряд взрывчатки, ­

— рассказали «Знаменке» в пресс­-службе ГУ МЧС Калужской области.

Обезвреживать находку сотрудникам группы разминирования пришлось два дня! Для этого сначала аккуратно, почти ювелирно разрезать бомбу специальными кумулятивными зарядами на три части, потом извлечь из корпуса взрывчатку и лишь затем уничтожить сам снаряд.

Бывали случаи, что уничтожать приходилось целые склады боеприпасов. Например, в том же 2014 году в Хвастовичском районе прямо в центре села при прокладке трубопровода на глубине двух метров был обнаружен самый настоящий склад боеприпасов. В основном это были ручные гранаты — как советские РГД-­33, так и немецкие М-­24. Всего прибывшие на место сотрудники группы разминирования извлекли и уничтожили 434 взрывоопасных предмета.

А в 2015­-м спасатели выехали в Ферзиковский район по заявке об обнаружении двух артиллерийских снарядов в лесу недалеко от железной дороги. Боеприпасы были найдены на дне заплывшей воронки.

На всякий случай взрывники обследовали ее с помощью металлодетектора, и прибор показал наличие в земле большой массы металла. После снятия слоя грунта буквально на штык лопаты из земли показались уложенные в ряды артиллерийские снаряды. В результате на поверхность их было извлечено около 250. Уже в этом году 7 мая в Ульяновском районе обезврежено 378 минометных мин разного калибра.

К слову, Ульяновский район наравне с Людиновским, Барятинским, Жиздринским и Кировским — частое место работы калужских взрывников, так как боевые действия в этих местах в Великую Отечественную продолжались дольше, чем в остальных. Впрочем, выезжать приходится буквально во все районы области. Взрывоопасные предметы регулярно находят в деревнях на приусадебных участках и даже под фундаментами домов.

­К примеру, в 2012 году в селе Подбужье Хвастовичского района артиллерийский снаряд калибра 122 мм был обнаружен прямо в подполье под кухней жилого дома на метровой глубине, когда хозяева решили выкопать небольшую траншею для водопровода, ­ вспоминают специалисты. ­ После этого пришлось эвакуировать не только жильцов, но и закрыть магазин, который находился в другой половине этого дома.

Другой случай произошел в сентябре 2013 года в поселке Детчино Малоярославецкого района. При строительстве беседки прямо на лужайке в пяти метрах от нового дома рабочие обнаружили немецкий реактивный снаряд калибра 280 мм.

Его хвостовая часть находилась у самой поверхности, а «голова» зарылась глубоко в землю, – по всей видимости, при обстреле он воткнулся в грунт, но не взорвался. Реактивный снаряд содержал в себе 50 кг тротила и был на боевом взводе. Поэтому реальная опасность угрожала не только хозяевам дома, но и жителям целой улицы.

Всего с 1 апреля 1997 года, когда в Калужской области была создана группа разминирования, взрывниками было уничтожено 37 587 взрывоопасных предметов, в том числе 356 авиабомб. Причем в 2018-­м — 1 642 единицы взрывоопасных предметов, в 2019­-м — 2 372, а по данным на 1 июня этого года — уже 926. Это значит, что 2020-­й, скорее всего, станет рекордным по количеству опасных находок.

Специалисты отмечают, что в целом жители нашей области при обнаружении боеприпасов соблюдают осторожность и ведут себя ответственно. Тем не менее всем калужанам нелишним будет напомнить, что любой найденный ими неизвестный предмет может оказаться боеприпасом времен Великой Отечественной войны.

­- В этом случае надо соблюдать элементарные правила безопасности: нельзя пытаться разобрать или очистить непонятную находку, нельзя ее переносить с места на место, лучше незамедлительно сообщить в территориальный отдел УМВД или позвонить на 112 для решения вопроса о привлечении специалистов группы разминирования,

­- подчеркивают спасатели.

Наталья ТИМАШОВА.

Фото из архива ГУ МЧС по Калужской области.