Липа под соусом

Как распознать заказные отзывы о товарах и услугах.

Торговля всевозможными товарами в интернете в последние годы становится все активнее, а на фоне временного закрытия магазинов и торговых центров из-­за ограничительных мер и вовсе расцвела пышным цветом. Но как не прогадать, заказывая нужную вещь в Сети, если потрогать, рассмотреть и реально оценить ее вы сможете, только уже оплатив и получив товар?

Те, кто хоть пару раз что-­то заказывал в интернет-­магазинах, знают, что почти о каждом товаре есть отзывы людей, уже раньше приобретших понравившуюся вам куртку, смартфон или кастрюлю. И, собственно, на эти комментарии многие и ориентируются, делая окончательный выбор — брать или нет. Но среди реальных отзывов встречаются и фейковые ­ заказанные владельцем этого интернет­магазина. Как распознать такую липу, подающуюся нам под соусом якобы настоящего комментария покупателя?

­— Если отзыв был заказан опытному копирайтеру, отличить его от реального будет очень сложно, ­ — говорит Елена, несколько лет занимающаяся этим самым копирайтингом, то есть написанием текстов для продвижения товаров, компаний или услуг в интернете. — Но обычно за отзывы платят мало, поэтому берутся за них те, кто только пробует свои силы в рекламных текстах. И это как раз может помочь дотошному покупателю узнать подделку.

Реальный посетитель, считает Елена, будет писать отзыв в двух случаях: когда очень понравилось и когда абсолютно не понравилось. И эта эмоциональность в комментарии — один из признаков подлинного мнения. А избыток чувств, как правило, не подразумевает пространности в письменной речи. Зато в отзыве от копирайтера слов будет много. И нередко с важными для продвижения вкраплениями — так называемыми «ключами». Они повторяют те слова, которые мы чаще всего набираем в поисковике, чтобы найти нужный нам предмет. Скажем, «купить письменный стол в Калуге недорого». И в фейковом отзыве эта фраза может присутствовать: «Долго искала магазин, где можно было бы купить недорого в Калуге письменный стол. И вот мне посчастливилось…» Из-­за этого и липовые отзывы выглядят не как комментарии, а чуть ли не как мини-­статьи о конкретной кастрюле или компании.

У копирайтера нередко нет времени, чтобы хорошо изучить категорию товаров или сайт, которые он рекламирует, отсюда – общие нахваливающие фразы без конкретики. Например: «Здесь все по низким ценам, поэтому покупаю здесь уже не в первый раз и рекомендовал приобретать мед в этом магазине всем родным и знакомым. Обслуживание на высшем уровне, доставка быстрая». Настоящий же покупатель напишет в отзыве конкретные вещи: «Заказала здесь липовый мед 22.03. В Калугу шел долго, получила только 15.05, но вкус понравился, не засахаренный».

­- Если человек, оставивший комментарий о товаре, ни разу его в глаза не видел, он может допустить ошибки, ­ — продолжает раскрывать секреты Елена. ­ — Скажем, написать о жестком ортопедическом матрасе из кокосовой койры, что спать на нем удобно с первой ночи, он «мягкий, словно облако». Однако люди, выбравшие кокосовые матрасы на самом деле, прекрасно знают, что ко сну на них необходимо привыкать ­ из-­за высокой жесткости, и их уж точно не назовешь «облачком». Нередко бывает так, что заказной отзыв — это, прежде всего, описание товара, а настоящи — передача ощущений от его использования.

Еще один признак липовых постов — их тесное соседство друг с другом, то есть положительные комментарии идут один за другим и по стилю, набору слов и построению предложений мало отличаются друг от друга. А негатив в них если и встречается, то дозированно, и ему тут же находится оправдание. «Посоветовали эту стомклинику друзья, записалась, но пришлось долго ждать приема. Хотя можно понять почему — пациентов много, и врачи стараются уделить внимание каждому посетителю».

­— Перед интернет-­покупкой, особенно дорогостоящей, не поленитесь узнать, скажем, о той же посудомоечной машине как можно больше, ­ — говорит Елена. ­ — В Сети для этого есть много возможностей. Выбирайте интернет-­магазины, уже давно зарекомендовавшие себя у покупателей. Там и фейковые отзывы встретишь реже, потому что реальных много. Взять, к примеру, Ozon или Wildberries.

Опытный копирайтер советует смотреть реальные комментарии о товарах и услугах на специальных сайтах — Отзовик, Айрекоменд, Яндекс-­Маркет и других. Заказные отзывы там тоже, конечно, встречаются, но из-за модерации всплывают нечасто, да некоторые секреты написания рекламных текстов, которыми поделилась Елена, помогут увидеть торчащие из фейковых постов «уши».

Наталья ТИМАШОВА.

Фото techrocks.ru.