Немец, спасавший советских солдат

Врач Николай Гернбергер во время оккупации калужского города Кирова сумел создать подпольный советский госпиталь.

История сохранила лишь несколько нечетких черно-белых фотоснимков человека, мужество которого позволило спасти жизни многим бойцам Красной армии.

Примером большого гражданского мужества и патриотизма может служить деятельность врачей Кировской районной больницы в период немецкой оккупации г. Кирова во время Великой Отечественной войны. В памяти кировчан навсегда сохранилось имя первого заведующего больницей, главного врача Николая Людвиговича Гернбергера.

Это человек не просто удивительной, но поистине легендарной судьбы. Выходец из обрусевшей немецкой семьи, уроженец соседней Смоленской губернии, выпускник медицинского факультета Московского императорского университета, он до конца жизни остался верен избранной профессии – народного врача.

В Песочню (нынешний Киров) Николай Гернбергер приехал в 1925 году, поначалу принял «под командование» небольшие больнички местных заводов. Позже, когда началось строительство районной больницы, все хозяйственные заботы легли на его плечи. Заведовал основанной им ужреждением Николай Людвигович около двух лет, а затем был переведен на работу в другой район. В 1936 году вернулся уже в город Киров, где в «своей» больнице стал заведовать терапевтическим отделением и преподавал в медицинской школе при ней.

Во время Великой Отечественной войны в нынешнем Кирове в период немецкой оккупации действовал, по сути, подпольный советский госпиталь – факт выдающийся в истории Великой Отечественной войны. Во главе с Гернбергером группа врачей и медсестер спасла от верной гибели, поставила на ноги около полутора сотен раненых бойцов и командиров Красной армии, которые находились в больнице.

Будучи этническим немцем и отлично владея немецким языком, Николай Гернбергер вошел в доверие к оккупантам. Узнав, что на ст. Занозная стоит вагон с перевязочными средствами, доктор сумел выхлопотать часть средств для больницы. Многие кировчане помогали снабжать больницу топливом и продуктами. Чтобы спасти раненых от перемещения в концлагерь, Гернбергер объявил оккупантам о нахождении в больнице инфекционных тифозных больных, а тифа немцы боялись как огня.

Поправившиеся больные находили себе квартиры в городе, только после этого их выписывали из больницы, а немецкая комендатура давала разрешение на прописку. После освобождения Кирова вылеченные кировскими врачами воины вернулись в строй и продолжили воевать. Многие из них писали письма в Киров, в которых благодарили главврача и других медработников за свое спасение. Таким образом, доктор Николай Людвигович Гернбергер в период оккупации вылечил и спас более 150 человек.

Кировская районная больница в годы Великой Отечественной войны.

Кроме того, он выхлопотал для некоторых врачей, медсестер и фельдшеров пропуска для передвижения по городу и району в любое время суток якобы для борьбы с сыпным тифом и другими болезнями среди населения. Это позволило некоторым работникам из медперсонала установить контакты с местными патриотами, а также встречаться с партизанскими разведчиками.

В декабре 1942 г. Николай Людвигович был арестован по обвинению в измене Родине, сотрудничестве с оккупантами. Следствию не удалось доказать его вину, тем более что приходили благодарственные письма, и в мае 1943 г. он был освобожден.

С этого времени Николай Людвигович Гернбергер продолжил свою врачебную деятельность в Смоленской области. В 1967 году он умер в г. Богородске Горьковской (ныне Нижегородской) области, где и похоронен. В 90-е годы он был полностью реабилитирован как безвинная жертва политических репрессий.

Н. НЕФЕДЕНКОВА.

Фото из открытых источников.