Выход из себя

Почему во время самоизоляции мы проявляем агрессию в семье и как этого избежать?

Сейчас, когда большинство вынужденно сидит в четырех стенах, нередки случаи, когда мы срываемся на самых близких и дорогих — скандалим с супругами, ругаемся с детьми и пожилыми родителями, буквально бесимся, если в соседней квартире работает дрель. В такой эмоционально накаленной обстановке и до рукоприкладства недалеко.

Коронавирус, гуляющий по планете, запер людей по квартирам. И за закрытыми дверями происходит немало печального. В некоторых европейских странах уже говорят о резком всплеске домашнего насилия и участившихся обращениях к психологам. В России визиты к таким специалистам не так распространены, но и у нас отмечают увеличившееся число обращений на телефоны доверия и дистанционно — в кризисные центры.

Чаще всего россияне просят психологической помощи из-за того, что родные стали чаще пить и впадать в агрессию.

 — Многие мои коллеги-психологи отмечают в последнее время большее количество обращений, чем обычно. Калужане испытывают тревогу, у некоторых наблюдаются приступы страха и паники, — рассказывает клинический психолог, заведующая Калужским отделением экстренной психологической помощи, руководитель «Телефона доверия» Виктория Паксеваткина. — Но обращений, связанных с проявлением домашнего насилия, больше не стало. Однако это может объясняться тем, что в нашем обществе с понятием «домашнее насилие» традиционно ассоциируется, прежде всего, физическое,  реже — сексуальное. Семьи, в которых можно говорить об эмоциональном, психологическом или экономическом насилии, ищут помощи очень редко. Но в период вынужденной изоляции в замкнутом пространстве в первую очередь будут проявляться именно эмоциональная и психологическая формы семейного насилия.

…Почему же, находясь, казалось бы, среди самых близких, мы выходим из себя? Психологи говорят, что причина — в стрессе, в котором сейчас находятся многие из нас. Психика становится более чувствительной к разного рода эмоциональным воздействиям, когда одна и та же житейская ситуация воспринимается острее обычного. Подливает масла во внутренний огонь и вдруг появившийся более тесный контакт с домочадцами, к которому многие попросту оказались не готовы.

Ведь как прежде мы общались с домашними?.. Около часа перед работой, три — четыре часа вечером, а выходные посвящали решению бытовых вопросов. Сейчас же члены семьи находятся в ситуации вынужденного общения, поэтому поводов для конфликтов становится значительно больше.

— Еще одна причина кроется в недостаточном количестве физической активности, как бы это странно ни звучало. Дело в том, что физические нагрузки — это заложенный в нас самой природой способ утилизации гормонов стресса. В результате эмоциональное состояние стабилизируется, — объясняет Виктория Паксеваткина. — Сказывается и слом привычного ритма жизни, в котором прежде естественным образом чередовались различные виды деятельности и периоды активности и отдыха. Если еще пару месяцев назад люди стремились соблюдать режим дня, то сейчас у многих нарушена упорядоченность жизненных ритмов, что пагубно отражается на эмоциональном состоянии.

Если нет возможности оставить стресс за порогом, он невольно аккумулируется в кулаках, затрещинах, а то и вовсе в избиении жены или ребенка. Однако в полиции говорят, что с этим у калужан пока все спокойно.

— Ежедневно глядя на сводки правонарушений в регионе, я не вижу всплеска бытовых преступлений. Статистика, по сути, не отличается от той, что мы наблюдали пару месяцев или год назад, — рассказал сотрудник пресс-службы УМВД по Калужской области Сергей Муханов. — Да, то и дело можно увидеть, что в ходе распития спиртных напитков вспыхнула ссора, и кто-то схватился за нож или распустил руки, но не чаще, чем было прежде.

180135142

Участковых тоже не вызывают больше обычного. Возможно, у нас режим самоизоляции пока не такой жесткий, как, например, в соседней столице или Подмосковье. Да и действует он еще не так долго, чтобы копилась в людях агрессия. Но правоохранители, как правило, привлекаются тогда, когда речь идет о физической форме домашнего насилия.

С эмоциональной разбираются психологи и социальные службы, если к ним обратилась жертва. Сделать это, когда тиран и обидчик находится рядом, непросто. И это тоже может сказываться на официальной статистике. Мужчины же и вовсе не спешат сознаваться себе и другим, что испытывают давление.

Если говорить исключительно о физическом насилии, то чаще пострадавшими становятся женщины, пожилые люди и дети из-за того, что они слабее. Жертвами же других форм насилия могут стать абсолютно любые члены семьи вне зависимости от пола и возраста, — говорит клинический психолог, заведующая отделением экстренной психологической помощи Виктория Паксеваткина. — Традиционно принято считать, что женщины обладают более гибкой и устойчивой к всякого рода воздействиям психикой. Поэтому в ситуациях, связанных с эмоциональным, а не физическим воздействием, мужчины могут оказаться даже более уязвимыми, чем другие члены семьи.

Тем более что их основная деятельность, как правило, лежит за пределами дома, и, оказавшись буквально «в плену», они с трудом находят себе занятие, которое дало бы психологические ресурсы пережить сложный период.

Аукнуться разлады между супругами во время изоляции могут позже в загсе. Достаточно вспомнить Китай, где после снятия ограничительных мер выстраивались очереди, чтобы подать на развод.

— Резко увеличившегося количества заявлений на расторжение брака мы пока не заметили, тем более сейчас это сделать можно только по предварительной записи или через портал госуслуг, — рассказала «Знаменке» начальник управления ЗАГС Калужской области Ольга Сидорова. — Хотя разводов сейчас действительно больше, чем браков. Но у нас традиционно в первые месяцы каждого нового года наблюдается такая ситуация, и 2020-й не стал исключением.

Как же пережить «плен» самоизоляции, сохранив семью и добрые отношения с близкими?

Вот несколько советов от психолога Виктории Паксеваткиной:

1. Соблюдайте привычный режим дня, продолжая ложиться и вставать в привычное для вас время. Старайтесь структурировать свою деятельность в течение дня в том же графике, как и в обычные дни. То время, которое раньше вы проводили на работе, стоит занять какими-то домашними делами и потратить на самообразование или приобретение каких-либо полезных навыков.

2. Постарайтесь разграничивать пространство квартиры или дома, выделив каждому члену семьи «место безопасности», собственное помещение или его часть, в котором можно было бы уединиться.

3. Находите время для занятий физкультурой. Для этого совсем не нужно выходить на улицу или ехать в фитнес-центр. Вполне достаточно открыть окна и балконы и выполнять упражнения под энергичную музыку или следуя рекомендациям в видеоинструкциях или роликах, которых немало и на любой вкус.

4. Придумайте какие-то общие формы досуга, которые объединят семью и дадут чувство общности, но в то же время не станут причиной раздора. Можно читать вслух книги, на которые раньше не хватало времени, смотреть фильмы из «Золотой коллекции», лепить вареники или танцевать всей семьей под зажигательные ритмы. После совместной деятельности должны быть периоды, когда каждый занимается каким-то своим делом в одиночестве.

5. Чтобы время, проведенное в вынужденной изоляции, не казалось бесцельным, поставьте себе какие-то конкретные и амбициозные цели: например, изучить новый иностранный язык, или начать вышивать крестиком, или научиться готовить кулинарные шедевры.

И самое главное, помните, что жизнь не поставлена на паузу и не замерла в ожидании отмены мер самоизоляции. Она продолжается в новых условиях, и, чем быстрее вы приспособитесь к ним, тем больше веселых и приятных воспоминаний останется у вас об этом периоде.

Наталья ТИМАШОВА.

Фото news.liga.net, sensity.pl.