Одни зависли, другие подофигели

Три недели дистанционного обучения калужских школьников измучили и педагогов, и родителей. Наибольшие претензии вызывает не сама удаленная форма обучения, а технические сложности, которые этот процесс сопровождают.

Руководство нашего образования в качестве основной образовательной платформы выбрало «Zoom», хотя были и есть другие, более надежные, но не такие простые. А в качестве информационной системы для связи всех участников образовательного процесса взят «Сетевой город».

Но эти ресурсы оказались не готовы к одновременной работе на них большого числа пользователей. В результате огромное количество времени и нервов приходится тратить на то, чтобы попасть на нужный сайт, добиться отправки результатов. Коэффициент полезного действия такой работы очень невысок.

Дети — они пока чувствуют себя в новых условиях неплохо: начали «дистанционную» четверть на хорошо и отлично. По крайней мере, в известной мне школе, где полноценно идет только вторая неделя дистанционного обучения, учеников пока щадят. Чего не скажешь о педагогах. Еще бы! Нагрузка почти на каждого увеличилась, по словам директоров, в 7 — 8 раз.

Вопреки известному мему Павла Воли о «карадлявсехродилейнтине», педагоги вовсе не радуются жизни на удаленке, а пытаются справиться с валом домашних работ, которые ежедневно сбрасывают ученики через интернет. Если, к примеру, в школе один учитель биологии и один химии, то в день им нужно принять и проверить качество выполнения заданий у двух сотен человек. У математика и учителя русского языка в день по 75 — 100 проверок, плюс оргработа с классом и родителями через мессенджеры.

Классным руководителям сегодня не позавидуешь. С каждым учеником нужно связаться и довести до него расписание и график видеоуроков по всем предметам. У кого-то из детей не работает микрофон, у кого-то нет «картинки». Классным достаются все «тычки» от родителей: за висящий «Сетевой город», оплошности предметников (которые сами в этой системе мало что смыслят). От администрации учитель тоже получает за отсутствие учеников на онлайн-конференции и прочая.

Еще одна проблема заключается в количестве и качестве оргтехники дома. Есть дети, которые не имеют компьютера и делают задания с помощью смартфона, но некоторые учебные платформы с него не открываются. Поэтому в классе моего ребенка устроили опрос — есть ли дома компьютеры, ноутбуки или нет. Сделали это, видимо, чтобы понять — у какого количества детей из класса будут серьезные проблемы с доступом к электронным учебникам. Так вот оказалось, что почти у половины учеников их нет или есть, но «калечные».

После опроса ряд заданий ребятам стали сбрасывать в «Вацап». Представляете, что значит учить урок с экрана телефона!

Сами калужские школьники к дистанционке относятся неоднозначно. Начнем с того, что многие считают онлайн-конференции излишними и мало чего дающими. Видимо, дело в том, как этой формой пользуются учителя. К тому же постоянные проблемы с обратной связью раздражают всех и сводят на нет усилия педагогов. По словам одних, минусом онлайн-урока является то, они не могут задать уточняющий вопрос (опять же связь!). А голая лекция — тогда пусть учитель дает ссылки на «Ютуб»: там этого добра навалом.

А если мамы или папы еще и сами работники образования, то оргтехнику с детьми приходится буквально рвать на части и расписывать периоды заходов в интернет на двоих — троих.

Думаю, выражу общее мнение: от дистанционки устали все — и дети, и родители. Вторые, на мой взгляд, больше, потому что им чаще, чем ученикам, приходится сегодня работать в условиях многозадачности: семью, сидящую дома, накорми, на удаленке поработай, сделай уроки с детьми (объем заданий возрос примерно в два раза).

Выводы из перехода на новую форму обучения, на мой взгляд, делать еще рано. И все же уже можно сказать, чего в ней не хватает, а где нужно исправлять. Понятно, что назвать пересылку домашки через «Вацап» дистанционными занятиями нельзя. Нет главного — подачи материала и его объяснения профессиональным педагогом. Родители за малым исключением не могут этого сделать.

Второй урок, увы, будет посложнее. Для того чтобы дистанционное обучение шло у всех, должен быть достаточный уровень жизни, чтобы семьи могли позволить себе иметь хорошие гаджеты. Либо универсальной обучающей техникой придется обеспечить на дому всех участников образовательного процесса — и педагогов, и учащихся.

Елена ГУСЕВА.

Фото автора.