Музею Востока – быть!

Дом музыки представил феноменальную по ценности и красоте экспозицию искусства Китая и Японии.

Достаточно сказать, что среди экспонатов — подлинник Кацусики Хокусая. Эти шедевры собрал Ярослав Хабаров, конечная же его цель — создать в Калуге музей Востока.

Коллекционер, путешественник, публицист, Ярослав Хабаров много лет изучает культуру Китая и Японии, владеет китайским языком. О каждом экспонате он может рассказывать бесконечно, вот лишь малая часть «путешествия в страну Востока», экскурсии по странам и эпохам.

 — Свитки графики на шелке обвивают чуть ли не весь периметр галереи. Насколько они древние?

 — На выставке представлено шесть свитков XIX — XX веков. Это копии более ранних картин IV — XVI веков. Страсть к копированию восходит к основе педагогики и культуры Древнего Китая, основанных на преемственности. Зачастую кандидаты в мастера рисовали до двухсот копий одной и той же картины, пока не отработают тот или иной стиль, манеру и не отыщут в сюжете что-то новое.

 — Японские гравюры экспозиции привлекут многочисленных фанатов манга…

— Примечательна книга с гравюрами Утагавы II. Он был учеником, зятем и продолжателем мастера Утагавы I Тоекуни. В японской художественной культуре есть традиция брать псевдонимы, отделяя свою жизнь от творчества.

 — На лаковой шкатулке — популярный сюжет — птицы и цветы…

 — Японской культуре свойственно любование, умение восхищаться окружающим миром и красотой самого малого и на первый взгляд совершенно незаметного. Например, птицей, присевшей на веточку у пруда. Корни этого любования уходят далеко в культурный код, через религию — синтоизм и дзен-буддизм. Суть дзен-буддизма — в постижении себя через постижение окружающего мира.

— Даже для тех, кто ничего не знает о Востоке, фарфор оттуда — символ высокого качества.

 — Фарфор экспозиции расписан вручную. Китайские изделия — современный набор для чайной церемонии и ваза доманьчжурской династии. Японская фарфоровая пара изготовлена в эпоху Мейдзи. На дне — портрет красавицы, увидеть его можно только на просвет. Есть легенда, что один мужчина заказал сосуды, чтобы помнить о своей любовнице, но так, чтобы жена его не уличила.

 — В мире каких звуков жили люди, создавшие фарфор?

 — Вот занимательный музыкальный инструмент, почти в человеческий рост. Это гуцинь (гу — древняя, цинь — цитра). Один из самых древних видов музыкальных щипковых инструментов благодаря шелковому пути распространился в разных вариациях во многих странах. Например, индийский ситар или наши гусли являются его потомками.

Как можно ходить в таких громоздких шлепанцах на двух каблуках?

 — Ошибаетесь, деревянные гэто лишь на первый взгляд неудобны. Я сам использую подобную обувь на приусадебном участке. Смещенный центр защищает от спотыканий о небольшие препятствия, а высокая платформа бережет от луж. Учитывая, что состоятельные японцы предпочитали носить кимоно, которое зачастую передавалось по наследству, защита от грязи была необходима.

— Что за одеяния представлены в экспозиции?

Это юката — простая японская одежда, и одеяние буддистского монаха. Более состоятельные японцы на юкату надевали кимоно, а в холодную погоду накидывали стеганую куртку хаори. Чаще всего кимоно были украшены узорчатой вышивкой, которую прятали внутри. В японской культуре не принято демонстрировать состоятельность и выделяться из общей массы. Это не только скромность, но и проявление уважения к тем, кто не может себе позволить предметов роскоши, таких как вышивка. Нобелевский лауреат писатель Ясунари Кавабата в эссе «Похвала тени» говорит: «Все самое ценное японцы хранят в тени. Ибо именно недоступное для других и имеет высокую цену».

 — С чего вы посоветуете начать знакомство с миром Востока?

— Японская литература богата и самобытна. Тот же Кавабата написал яркий роман «Снежная страна». Также для знакомства с японской культурой я бы посоветовал фильмы Акиры Куросавы и мультшедевры Хаяо Миядзаки. Знакомиться с китайской культурой я рекомендую начать с романа «Развеянные чары» Ло Гуаньчжуна и книги нобелевского лауреата Мо Янь «Устал рождаться и умирать».

— Восток для вас — больше, чем экзотика?

 — Искренне уверен, что нам есть чему поучиться у этих цивилизаций, поэтому и прикладываю все усилия к созданию музея Востока в Калуге. Веду активные переговоры на разных уровнях. Нужно постоянное помещение, лучше всего — деревянное. Остатки деревянного зодчества Калуге необходимо спасать! Идеально подошел бы дом архитектора Яковлева, но он наполовину снесен… В музее разместились бы библиотека литературы о Востоке на разных языках, центр для изучения восточных языков и постоянная экспозиция. Ведь на выставке представлена только половина коллекции. Но все это пока что мечты на далекую перспективу.

…Увидьте «свет с Востока», погуляйте по «саду расходящихся тропок» виртуальной экскурсии на сайте Калужского дома музыки!

Маргарита РАЗУМИХИНА.

Фото Игоря РУЛЁВА и из архива Ярослава Хабарова.