«Алмазный мой венец»

Пушкинская героиня, собираясь на самое важное свидание в жизни, просит подать служанку «алмазный мой венец».

Такова и экспозиция во флигеле Калужского музея изобразительных искусств: к юбилею области из фондов отобрано самое лучшее. Дюрер и Айвазовский, Рубенс и Коровин дышат в одном пространстве.

Работы, созданные мастерами России, Италии, Голландии, Фландрии, Германии, Бельгии в XVI — ХIХ веках сплошь изюминки, жемчужины, вишенки на торте. Эскиз к картине Питера Пауля Рубенса «Возвращение из Египта», написанный гением в 1614 году, величав, как притча, лиричен и мягок, как история бедной семьи.

Картины прекрасны еще и потому, что рассказывают дивные истории. Питер де Греббер (около 1600 — 1653) в картине «Иосиф Прекрасный и его братья» передал конфликт предателей и их жертвы, ставшей правой рукой фараона, спасителем своего племени. Антони Паламедес (1600 — 1673) не польстил своей модели, на «Портрете дамы в черном» тщательно выписаны черты лица и нрава, баснословно дорогие ткани по-протестантски строгого наряда. Знаменитая «Мадонна со щегленком» неизвестного итальянского художника XVI века, принадлежавшего кругу Лоренцо ди Креди, поступила в музей после национализации из имения Барятино Калужской губернии, как и многие другие сокровища.

Модель скульптурной композиции для Аничкова моста, бронза Клодта, мала, но полностью подобна шедевру, равному лучшим классическим образцам. Студенты колледжа искусств получили возможность прилежно копировать экспонаты. А потом нагрянул коронавирус… Но это не помешает вам посетить виртуальную экскурсию на сайте музея!

Маргарита РАЗУМИХИНА.

Фото из архива музея.