Была в Барятинском районе красивая деревня Бельно-Крюково. Можно сказать, что она отжила свой век: зарастают бурьяном неухоженные погреба, землянки.
«В них покоится прах моих родных и сельских жителей — ни в чем не повинных стариков, детей, женщин, зверски расстрелянных фашистами в январе 1942 года. Хочу вам рассказать страшную историю гибели моей семьи, рассказанную отцом Гореловым Иваном Даниловичем. Говорил об этом он с неохотой, вспоминал, а его трясло, и слезы катились из глаз.

Ему тогда было всего двенадцать лет. Фашисты ворвались в нашу деревню и устроили зверскую расправу над жителями. Карательный отряд отпетых головорезов не знал ничего святого. Одна была забава: жечь, убивать, насиловать. В один из морозных дней они подожгли дома и стреляли в каждого старика, кто попадался на пути. Кто сумел спастись, заставляли раздеться и сгоняли в клуб соседней деревни Борец. Двери заперли, облили бензином и подожгли. В тех, кто пытался выбраться из пылающего ада, стреляли сразу.
Мой отец с матерью, тремя сестрами и двумя братьями, увидев, что горит вся деревня, выскочили на улицу, спрятали кое-какие пожитки в снег и побежали вместе с соседями в землянку, что за домом. Там они хоронились дня три. Мороз стоял лютый, голодные дети плакали. Одна из сестер решилась выбраться из убежища и поискать для малышей еду. Что-то сумела раздобыть, но на свежем снегу остались ее следы, по которым немцы обнаружили беглецов. Этот страшный день отец запомнил на всю жизнь.
Фашисты бросили в землянку гранату, многие были убиты или ранены. Пришлось выходить наружу. Мама отца, моя бабушка Аня, шла, неся на руках двухлетнего сына, дочь держалась за нее, следом шли остальные дети: Алексей, Прасковья, Татьяна, Иван. К ним со всей деревни немцы сгоняли других жителей. Один из карателей, увидев на ногах моего отца валенки, сорвал их и стал обуваться. Но это и спасло ему жизнь. Оставив мальчика босым на морозе, фашист побежал догонять своих. Так мой отец добрел до дома, но там он увидел только обугленные головешки. Обмотав ноги каким-то тряпьем, пошел к реке. Там нашел только груду тел. Как тут было отыскать своих? Услышав стон, узнал голос матери, она была жива, а под ней — убитая сестра Аня, рядом — тела двоих братьев и еще двух сестер. Перевязав рану шарфом, Иван потащил мать к ближайшему дому. Там нашел односельчан. Они перевязали ей рану и обмороженные ноги мальчика, разыскали лапти, прикрутили веревками к его ногам. Так и стали жить в жуткой тесноте, но все-таки среди своих.

Каждый день немцы отправляли людей на принудительные работы — нужно было на передовой рыть траншеи. Часто вдали слышалось «Ура! За Родину! За Сталина!». Но немцы хорошо укрепились, прячась за уцелевшими домами и сараями. А везде за деревней, как неубранные снопы соломы на белом снегу, — тела наших красноармейцев. В деревне картина еще страшнее: горы расстрелянных, среди них — масса детей. Хоронить было запрещено.
Только весной, когда трупы стали разлагаться, был отдан приказ убрать их. Но изможденные голодом люди с трудом в руках держали лопату, похоронить достойно своих дорогих родных никто не мог. Просто стаскивали тела в погреба, засыпая ямы чем попало.
Освободили деревню не скоро. А когда пришла победа, там живых оставалось совсем немного. Более шестисот человек были зверски убиты, многие умерли от голода, болезней и непосильного труда. Оставшиеся в живых до конца своих дней с болью в сердце вспоминали то, что пришлось испытать каждому.
Погибшим героям в боях с врагом ставят памятники. Но мало кто знает, что есть на земле, в маленьких деревнях и поселках, безымянные кладбища, где в землянках, погребах и оврагах лежат останки безвинно убиенных. Там нет гранитных плит, нет даже скромных крестов — там растет только бурьян».
Евгения МИЛЁНУШКИНА со слов Татьяны Смолиной.
Фото из семейного архива.
Страшно,смотрю кадры ужаса,что творили фашисты в деревне и душа рыдает этого не должно ни когда повториться.Вечная память всем погибшим в Великой отечественной войне и поклон всем поисковикам,которые не дают об этом забывать.
Посмотрела фильм про вашу деревню и про всех жестоко убитых жителей, в том числе детей. Очень больно на сердце.
Много фашистов ещё не наказаны. Такие случаи должны быть известны всему миру. Россия должна
об этом говорить, показывать по тв, на саммитах, чтобы люди помнили и знали, что это опять может повториться, если не наказывать и не пресекать фашизм, и не обнародовать их преступления.
Живу за границей и потомки тех фашистов живы и поведение никак не изменилось, увы.
Вечная память жителям деревни Крюково!
В этой деревне наша семья проводила летние каникулы у тети Шуры Макаренковой /сестра мамы/ с1951 по1961 гг,в то время еще деревня была жива,а спустя 25 лет почти никого не стало…В Крюковской земле покоится мой дед,убитый фашистами в эти страшные годы…Вечная память жителям этой многострадальной деревни.!