Не смолкнет колокольный звон

Свято-Лаврентьев монастырь — один из немногих сохранившихся памятников древней Калуги. Но сегодня речь пойдет не о его нынешнем возрождении, а об уничтоженных в советское время местах захоронений славных горожан, имена которых нужно было бы помнить.

Конечно, не всех купцов и крупных промышленников должны помнить потомки. Но имя главного градостроителя нашего города — Петра Никитина — знать обязан каждый житель.

В 1776 году указом императрицы Екатерины II в Калуге было учреждено наместничество. Первый губернатор Михаил Кречетников пригласил провести работы по градостроительству уже известного в России архитектора, блестяще выполнившего свою миссию в Твери, дотла сожженной пожаром. Ему был положен хороший оклад и обеспечена высокая организация строительных работ, позволивших в короткий срок осуществить замыслы мастера.

Петру Никитину предстояла колоссальная работа — нужно было создать генеральный план города с учетом местного ландшафта, спланировать комплекс зданий Присутственных мест, Гостиного двора, Народного училища, Московских ворот и других общественных построек. Но самым уникальным произведением архитектурного и инженерного искусства XVIII века стал Каменный мост, равного которому в России нет.

Вот такой человек, стоявший у истоков русского градостроительства эпохи классицизма и отдавший городу свой талант, по праву считается почетным гражданином Калуги. Он был похоронен на территории монастыря, где в двадцатые годы располагался лагерь принудительных работ, которым ведал карательный подотдел губисполкома. Условия содержания были адские: на сто лагерных коек — более трехсот человек. Известно, что неоднократно из этих стен заключенные совершали побеги. Именно их руками все могилы сровняли с землей, но не их в этом вина. Приказы в стенах лагеря не обсуждались.

Пройдут годы. Территория монастыря имела вид печальный. Школа № 20, построенная на месте монашеского погоста, не спешила как-то обустроить территорию, некогда любимую горожанами. Что уж говорить о проведении специальных работ по спасению оставшихся исторических памятников. Правда, в 1979 году «спецработы» начались в связи со строительством Яченского водохранилища. Тогда под воду ушли еще чудом сохранившиеся кладбищенские надгробья.

У ворот нас встречал настоятель монастыря иеромонах отец Пафнутий, человек, молитвами, трудами и энергией которого все неузнаваемо изменилось. Этот уголок Калуги теперь — символ возрождения. В храме идут службы, звонят колокола, горят свечи. Среди многих имен тех, кто был горячим сторонником спасения святыни, нужно непременно назвать Ивана Дмитриевича Белова, архитектора и краеведа, строителя и собирателя истории монастыря, отдавшего свои силы на то, чтобы появились прекрасные здания — память былых времен.

Приезд сюда калужских краеведов был неслучаен: у главного архитектора города Алексея Комова есть намерение установить на территории монастыря, на видном месте, памятный обелиск с указанием захоронения в этой земле Петра Никитина. Этот замысел будет осуществлен уже этим летом.

Евгения МИЛЁНУШКИНА.

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.