В этот раз в нашей подборке уникальный снимок — прямая отсылка к легендарной документалке братьев Люмьер. Место действия — старый калужский вокзал, время — 1895 — 1900 годы. Фото, как и несколько других, стало одним из первых, засвидетельствовавших приход железнодорожного прогресса в Калугу.

Провинциальный город, заснувший глубоким купеческим сном, буквально ожил с открытием Ряжско-Вяземской железной дороги. Произошло это 15 декабря 1874 года. Тогда в рамках строительства РВЖД был достроен и открыт участок от станции Скопино до Вязьмы. В Калуге высочайшим повелением Александра II был размещен вокзал первого класса. Это означало, что все руководство железной дороги расположилось в Калуге, отчего в городе появилось сразу несколько новых строений.

Мы уже писали о том, что специально для сотрудников железной дороги были построены управление (1873) и мастерские (1874), открылось железнодорожное училище (1878). У Маргариты Фехнер есть упоминание о том, что в 1875 году делопроизводителем в Калуге в управлении РВЖД работал писатель Глеб Успенский. А свои впечатления от работы от запечатлел в рассказах «Книжка чеков» и «Неплательщики».

В советское время выпускником училища, преобразованного в техникум, являлся Владимир Платов, изобретатель путеукладчика. Директором завода путевых машин стал легендарный Дмитрий Каралефтеров, первым в мире внедривший диспетчеризацию промышленного производства. Надо сказать, что железная дорога являлась местом притяжения немалого числа перспективных молодых людей. По сути, РВЖД была для них таким же магнитом, как IT или автосфера для наших современников. И брендом Калуги, до того как ее прославил на весь мир ученый-самоучка Константин Циолковский.

В моем семейном архиве сохранилась карточка — удостоверение прадеда, работавшего в управлении Сызрано-Вяземской железной дороги, и я помню, что дед с гордостью говорил о том, что его отец был железнодорожником.

А со старым вокзалом произошла любопытная история. Первое здание, разумеется, открылось тогда же, что и станция Калуга-1, — 15 декабря 1874 года. Оно было способно обеспечить максимальное удобство пассажиров. В подвалах находились большая камера хранения багажа и продуктовый склад станционного буфета. Работала книжная лавка, принадлежавшая коллежскому советнику Петровскому.

И в таком качестве здание просуществовало до 1901 года. Оно живо и по сей день —  двухэтажный корпус можно увидеть на территории действующего электротехнического завода, выросшего из мастерских Сызрано-Вяземской железной дороги. Здание нового вокзала разместили напротив старого, за путями, отчего еще в середине прошлого века с заводской территории можно было увидеть оба вокзала — старый и новый.

Для чего потребовалось строить новый вокзал? Причиной стал возросший поток транспорта и пассажиров из-за открывшегося в 1899 году нового направления — по Московско-Брянской ветке Московско-Киевско-Воронежской дороги. Для обслуживания двух направлений — Сызрано-Вяземского и Московско-Воронежского — и было построено новое здание. Именно тогда между Москвой и Калугой стали ходить первые поезда — ранее в столицу жители соседних волостей приезжали через Тулу.

А в старое здание вокзала после открытия нового переехали классы железнодорожного училища, и открылся «Новый театр», в котором играли… железнодорожники. Впрочем, после революции Мельпомену из здания выгнали и разместили в этом корпусе производственные мастерские.

Сам старый вокзал много раз меняли под новые нужды. Да так кардинально, что, кажется, кроме места и этажности, в нем не осталось ничего от первоначальной постройки.

Как мы уже говорили, сейчас старый вокзал забрало к себе ООО «Электромеханический завод» (в нем располагается сборочный участок предприятия), отчего в голову закралась мысль: а почему бы не реанимировать корпус и не создать в его помещениях музей железнодорожного дела в Калуге наподобие того, что уже работает в Сухиничах? Уж материалов на него точно бы хватило.

Наталья КОНСТАНТИНОВА.

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ, архивные фото Калужской областной научной библиотеки имени Белинского, komis40.ru.