Убитая дорога к кладбищу

Вместо обустройства проезда к могилам в Шопине власти Калуги повесили запретительные таблички.

В одной из популярных калужских групп в соцсети в начале марта были опубликованы фотографии, на которых видно, как в земляной жиже на кладбище в Шопине застрял внедорожник. Пытаясь вытащить его из плена, у машины оторвали бампер — настолько крепко держала околокладбищенская земля. Но реалии оказались еще печальнее: к могилам трудно не только проехать, но и пройти.

В этом мы убедились лично, решив побывать на муниципальном кладбище. Их в Калуге, открытых для захоронений, к слову, всего два — в Литвинове и здесь, в Шопине. Однако, несмотря на такую малочисленность, дорога к погосту, что на правом берегу, скорбная и в прямом, и в переносном смысле. Стартующая от жилых кварталов асфальтом, ближе к кладбищу она переходит в грунтовку. И тут- то начинается тот самый скорбный путь в Шопино, который дорогой можно назвать весьма условно. Скорее, этакая транспортная линия, еле уловимая под пятисантиметровым слоем грязевой жижи.

Но если съехать с нее, можно и вовсе серьезно увязнуть и пешеходу, и автомобилю. Потому что дороги нет. Есть глубокие ямы и взрытый колесами смелых водителей земляной покров, граничащий с местами захоронений калужан.

Грунтовку окончательно убивают большегрузы, возящие песок с карьера. КамАЗы бойко месят грязюку огромными колесами в оба конца. Ни обочин, ни тем более хоть как-то обустроенных тротуаров здесь попросту нет. И калужанам, приезжающим к могилам родственников на общественном транспорте, приходится идти практически по кустам, уклоняясь от комьев грязи, или сворачивать в поле, держа курс на могильные кресты.   Но и добравшись до границ кладбища, расслабляться нельзя. Впереди — месиво, в котором можно и сапоги потерять.

Сапоги, кстати, или куски полиэтилена, чтобы обмотать ноги, — главный атрибут тех, кто на кладбище в Шопине бывает часто. Запасаются ими и приезжающие сюда на автомобилях, потому что на машине к нужному участку не проехать, все равно придется пробираться по кочкам и изредка виднеющимся кускам чуть просохшей земли.

Мы оказались в Шопине неподготовленными — ни резиновой обуви, ни пакетов, чтобы нацепить на ноги, у нас не было. Потому наш путь к участкам с могилами оказался извилистым: пришлось делать большие крюки, чтобы не утонуть в лужах по колено, или скакать по земляным валунам. Но близко к кладбищенским участкам мы все равно не рискнули подойти. Благо две женщины, навещавшие могилы родственников, вышли нам навстречу сами.

«Это не городское кладбище, это помойка», — выставила оценку окружающему «пейзажу» калужанка Галина, которая схоронила близкого человека сорок дней назад. На вопрос, как им удалось пронести гроб и проводить усопшего в последний путь по такому месиву, ответила:

«Повезло. Полтора месяца назад как раз морозы чуть ударили, земля замерзла. Не пришлось в болотниках за гробом идти».

Жительница Калуги Татьяна с приятельницей в отличие от Галины оказались посетительницами кладбища со стажем. И как опытные были во всеоружии: ноги обмотаны пакетами, которые  они снимут и выбросят, когда выйдут «к цивилизации». Обе женщины уже знают, где в придорожных кустах есть проходы к могилам.

— Люди изворачиваются как могут. Кто-то деревянные поддоны кладет меж кустов, чтобы пройти к могилам. Однажды видела, как по этой тропке гроб с покойником несли. Да-да, через кусты, — вспоминает Татьяна. – И куда только не обращались, кому только не писали просьбы сделать нормальной дорогу на Шопинское кладбище. Но все в грязи тонем. Однажды, помнится, привезли все-таки грузовик щебенки и песка, высыпали кучи на краю участков — и все. Куда потом это все делось, не знаю. Но проход и проезд лучше не стали.

Действительно, вопрос дороги к кладбищу в Шопине поднимался и раньше. В апреле 2018 года проблема дошла до губернаторского кабинета. В июне представители горуправы Калуги отчитались, что дорогу на погост засыпали песком и гравием.

В городской газете начальник комитета по благоустройству управления городского хозяйства Михаил Березин отрапортовал, что был снят поверхностный слой грунта, завезено более 500 кубометров пескогравийной смеси, которую заровняли и уплотнили.

«Дороги будут посыпаться по мере необходимости, где-то подровняют или подсыпят уже существующие. Кладбище без контроля и внимания муниципалитета не останется»,

— написала 15 июня 2018 года «Калужская неделя».

И вот март 2020-го, когда внедорожник тонет в грязи, а жители областного центра по-прежнему не могут дождаться внимания муниципалитета к убитой дороге на кладбище. В городской управе меж тем на свежеотправленный запрос нашего издания отвечают уже так (текст приводится полностью):

«Проблема действительно существует. Что касается территории кладбища, как только земля подсохнет после зимы, будет произведена отсыпка, сейчас технически сделать это невозможно. Также направлено поручение МБУ «Калугаблагоустройство» изготовить запрещающие таблички для въезда автотранспорта».

Каково было писать такое, судить сложно, но читать — однозначно стыдно. Ладно, с весенней распутицей, «технически» мешающей сделать дорогу, хотя люди умирают не только в солнечные дни. Ладно, с очередным обещанием отсыпки, уже как-то попривыкли, что обещают и обещают. Но запрещающие таблички для автомобилистов — это нечто! В таком случае для пешеходов что будет? Оградительные ленты?..

Почему нельзя, к примеру, предпринимателей (а большегрузы, снующие на песчаный карьер, — это чей-то весьма доходный бизнес) обязать поддерживать дорогу к муниципальному кладбищу в нормативном состоянии? Так сказать, в рамках социальной ответственности? Почему, в конце концов, нельзя решить вопрос с дорогой на погост так, чтобы не делать регулярно отсыпку?..

Ведь это, извините, востребованное чуть ли не ежедневно направление. Может, по каким-нибудь нормативно-техническим требованиям дорогам на кладбища нельзя присваивать статус дорог первой категории. Но с человеческой точки зрения в плане расчистки, содержания и благоустройства они должны быть первостепенной категории. Потому что каждый из нас, абсолютно каждый, вне зависимости от регалий, званий и заслуг, рано или поздно пройдет по ней. Или проедет. А кто-то, возможно, именно в Шопино.

Наталья ТИМАШОВА.

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.