Китайские церемонии

Китайские и японские произведения декоративно-прикладного искусства, реквизированные после революции в усадьбах Калужского края, представил краеведческий музей.

Экспозиция «Коллекционирование» продолжает цикл выставок, посвященных помещичьему быту. Заветным желанием богатых собирателей артефактов всегда были диковинки из экзотических стран, и прежде всего с загадочного Востока. Повальная мода на все китайское даже козырек над входом в Калужскую классическую гимназию украсила приподнятыми краями в стиле пагоды, а колонны — драконами. В чем загадка притягательности культуры Китая?

Главная особенность его цивилизации — преемственность. Почтение к предкам, врожденное поклонение истории и уникальная способность китайцев соединять традиции с новациями помогли уберечь национальную культуру в самые тяжелые времена. Важнейшую роль в сохранении традиций сыграла письменность. Искусство каллиграфии издревле считалось высшей из всех художественных форм. Мастерское владение кистью считалось первым признаком культуры, даже показателем нравственности человека. Один за другим уходили в историю царственные дома, а искусные мастера продолжали совершенствовать типично китайские стили металлообработки, керамики, скульптуры и живописи, представленные в экспозиции. Мечтой коллекционера был китайский фарфор, история которого насчитывает около трех тысяч лет. Европейцы полагали вначале, что он сделан из скорлупы неведомых птиц. Самый прозрачный фарфор за это свойство называли костным.


В экспозиции есть настоящее чудо — панно из кости на черном лакированном дереве. Шиповник переплетается с бамбуком, объемный цветок расправил золотые тычинки. Так мастер столкнул печальные останки жизни и надежду весны. И Китай, и Япония производили изысканные бронзовые изделия, копируя древние. Овальное блюдечко начала прошлого века отсылает ко времени китайской династии Юань. Именно тогда технология клуазоне была завезена из Византии в Поднебесную, а много позже привилась и в Японии. Фигурные полоски припаивали на литое основание, в пустоты наносили эмалевую пасту. Предмет нагревали, растапливали эмаль, полировали, затем золотили выступающие края перегородок. Немыслимая по нашему времени трудоемкость! Шелковая салфетка переносит нас в приют «благородного мужа», чайную беседку над прудом в саду, место для поисков истинного пути, дао. В крохотных вещицах Восток отражается, как мир в росинке, вглядитесь в его радугу.

Маргарита РАЗУМИХИНА.

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.