Встреча Калигулы и лебедя

Два народных артиста России, лауреаты Государственных премий России — альтист Юрий Башмет и Константин Хабенский — вместе с лауреатом премии «Грэмми» — ансамблем виртуозов «Солисты Москвы», зажгли меломанов в Концертном зале.

Константину Хабенскому посчастливилось играть в очень разных, но знаковых для российской культуры фильмах: «Ночной дозор», «Статский советник», «Адмиралъ», «Географ глобус пропил», «Чудо», «Хрусталев, машину!», даже засветиться с мировыми знаменитостями в ленте «Шпион, выйди вон!».

Театральная жизнь артиста не менее ярка. Среди многих заметных работ в питерском театре имени Ленсовета в 1998 году он сыграл заглавного антигероя в постановке Юрия Бутусова «Калигула». Диалоги из этого знаменитого сочинения Альбера Камю прозвучали в первом отделении программы. Ансамбль занял места на сцене, и после объявления медийных знаменитостей повисла многозначительная пауза. Меломаны, помня прошлогодний опыт, когда Башмет опоздал в Калугу со встречи с президентом на два с половиной часа, встревоженно загудели. Но звезды вовремя явились на небосклоне сцены.

Главным героем вечера был ансамбль «Солисты Москвы». Квартет Франца Шуберта «Девушка и Смерть» в переложении Густава Малера прозвучал конгениально замыслам обоих композиторов, и романтика, и экспрессиониста. Безупречное, эмоциональное исполнение шедевра сопровождалось чтением, причем произведение Камю звучало не в паузах, а на фоне музыки. Константин Хабенский, кстати, процитировал Калигулу: «Это не кощунство, это драматическое искусство». Автор, Альбер Камю, родился в Алжире, с детства узнал бедность, горе и лишения. Только помощь учителя начальной школы помогла мальчику получить образование. В двадцать три года бунтарь стал коммунистом, во время Второй мировой — участником движения Сопротивления. Заболев на всю жизнь Достоевским, он организовал постановку «Братьев Карамазовых» и сыграл в ней Ивана. Двадцатишестилетний экзистенциалист в 1939 году написал пьесу «Калигула», опубликованную лишь после Победы.

В 1957-м писателю была присуждена Нобелевская премия «за огромный вклад в литературу, высветивший значение человеческой совести». Свет совести и добра ярче виден во мгле диктатуры. Герой пьесы, римский император Гай Цезарь, прозванный Сапожком, Калигулой, в большом и малом был чудовищем. Об этом моральном уроде современник сказал: «не было на свете лучшего раба и худшего государя». Раб страстей, он был растлителем всех своих сестер. Убийца, он требовал казнить многочисленных жертв мелкими частыми ударами. Гордец, он тратил колоссальные средства на театральные представления, постройку новых зданий для них, сам подвизался в актерстве. Стяжатель, он опустошил казну и конфисковал состояния: «Управлять — значит грабить». Плешивый завистник, он брил затылки людям красивым и кудрявым, чтобы их обезобразить. Естественно, прожить ему пришлось лишь двадцать девять лет, а бесчинствовать на троне — только три года — зарубили мечами.


После погружения в трагедию Башмет сам объявил смятенному залу: «Антракт!» Второе отделение искрилось смехом. В сатирическом, очень вольном переводе Дмитрия Быкова стихи, предварявшие пьесы пародийно-юмористической сюиты «Карнавал животных» Камиля Сен-Санса, стали антиподом трагедии Камю, причем во всех смыслах. Партию фортепиано на двух роялях исполнили Ксения Башмет, дочь маэстро, и Иван Рудин.

После объявления Хабенским пьесы, посвященной царю животных, льву, вышел Юрий Башмет. Увы, он предстал в этот вечер только в роли дирижера, а не альтиста. Произведение Сен-Санса сочетает изобразительность, остроумную звукоподражательность с умиротворенной созерцательностью. Музыканты показали, что ансамбль состоит из солистов мирового класса. Соло на контрабасе в пьесе «Слон» было исполнено с такой уникальной художественностью, будто сам элефант напевал под хобот мелодию довольства и покоя. В ответ зал взорвался овацией и криками «Браво!». Знаменитый умирающий «Лебедь», суетливые «Петухи и куры», самоуверенный «Осел», мерцающий «Аквариум» — любимые образы обрели достоверность и блеск под пальцами виртуозов.

Пьеса «Пианист» была «усилена» джазовой интерпретацией и сценическими эффектами — за оба рояля подсели Башмет и Хабенский, игра пошла в восемь рук! В «Финале» «адмиралъ» снимал на телефон рукоплещущий зал, обегал музыкантов и делал с ними селфи, дирижировал на пару с Башметом… Букеты размером с тележные колеса от поклонниц, упорная овация зрителей подвигли артистов на бис. Юрий Абрамович сказал, что у них уже был опыт исполнения «Финала» в полтора раза более живом темпе, чем указано автором. «Наступил 2020 год, поэтому мы сыграем его в два раза быстрее!» Ансамбль наяривал так, что канифоль на смычках задымилась. Константин Хабенский успел прочесть весь текст скороговоркой, разбрасывая отработанные страницы по сцене.

Праздник удался, большое искусство, отраженное в зеркалах трагедии и комедии, осветило юбилейный год Калужской филармонии. Пятого февраля солистка Большого театра Анастасия Сорокина представит «Симфонию танца», а впереди — Безруков, «Березка», «Пламя», Гришковец… Спешите видеть и слышать!

Маргарита РАЗУМИХИНА.

Фото Игоря РУЛЁВА.