Есть ли жизнь на две ставки

Изменят ли планы правительства реальные доходы наших педагогов?

Теперь уже бывший министр просвещения РФ Ольга Васильева недавно поведала о планах законодательно закрепить обязанность администрации школы 70% фонда оплаты труда тратить на оплату окладов за одну ставку. Она, напомним, составляет в стране 18 часов в неделю. А 30% должно выделяться на различные надбавки.

Еще раньше говорилось о том, что зарплаты наших педагогов хотят привести к единому знаменателю, чтобы они не зависели от произвола администрации и принятых в муниципалитетах базовых ставок. Мы решили узнать, какова сейчас ситуация с распределением фонда оплаты труда учителей в регионе — надо ли нам что-то менять?

По информации из министерства образования и науки, сейчас в школах области и так действует закон, по которому из общего фонда оплаты труда всех работников школы на выплаты стимулирующего характера может быть направлено от 22 до 40% фонда. Остающиеся средства в размере 60 — 78% фонда оплаты труда, так называемая базовая часть, направляются только на гарантированные выплаты в виде окладов. В свою очередь из базовой части фонда школы не менее 70% идет на оклады педработников и лишь 30% — оклады прочих сотрудников от директора до сторожа.
Что касается размера оклада учителя, то он индивидуален, рассчитывается каждой школой самостоятельно и зависит от стоимости ученико-часа в общеобразовательном учреждении, количества учащихся в классах, учебной нагрузки педагога, его квалификационной категории.

Что думают о нынешней системе оплаты в калужских школах? На этот вопрос согласился ответить директор общеобразовательной школы № 5 Сергей ЗЕЛЕНОВ. По его словам, соотношение 70 к 30 и сейчас в целом соблюдается.

— На мой взгляд, — говорит Зеленов, — оклады педагогов необходимо повышать, и значительно.

Они действительно у всех разные. В качестве примера директор назвал свой — 31 500 рублей. Естественно, что оклад учителя существенно меньше. В последние время в конце финансового года по линии управления образования города в школы поступают деньги, и немалые, для распределения их в виде премии только учителям.

Однако это тоже не выход. А как же технички? Если так дальше пойдет, говорит Зеленов, мы потеряем и завучей, потому что никто не пойдет за такие деньги выполнять столь ответственную и трудоемкую работу. Новая система оплаты труда, на его взгляд, показала себя не с лучшей стороны. В этой ситуации многие директора, и Зеленов в их числе, предлагают вспомнить старую добрую тарифную сетку. Также один из путей, который сегодня обсуждается в интернете, заключается в том, чтобы приравнять ставку учителя к двум минимальным размерам оплаты труда. В таком случае даже молодой специалист гарантированно имел бы в начале своей карьеры около 25 000 за 18 часов в неделю. С учетом других доплат из стимулирующего фонда вполне реально без переработок можно будет получить на руки около 40 000 рублей и даже более.

Сегодня иметь такие деньги учитель может, лишь работая на две ставки. По данным нашего министерства, средняя зарплата педработников в школах — почти 36 000 рублей. А средняя нагрузка одного учителя в неделю — 22 часа. В день это выходит по четыре — пять часов в неделю. А вот если уйти от «средней температуры по больнице», то в реальности все по-другому.

Вот одна моя знакомая, учитель начальных классов, рассказывает, что ее рабочий день длится 11 часов, не считая проверки тетрадей и подготовки к урокам. При этом она действительно ведет всего пять уроков в день, но кроме этого, подрабатывает социальным педагогом на полставки, а это еще десять часов в неделю.

Другая ее коллега ведет в день четыре — пять уроков, но получает в итоге существенно меньше, ее заработок едва достигает 20 000 — 21 000 рублей. Спасает только пенсия. До средней зарплаты по региону в школе дотягивают учителя физкультуры, истории, иностранного языка, то есть те предметники, кто может позволить себе взять две ставки, не проверять ежедневно тетради, не иметь классного руководства.

А еще в школе такую нагрузку выдерживают несемейные и бездетные педагоги, потому что, шутят здесь, редкие мужья готовы терпеть, когда жены днюют и ночуют на работе. Приведу и другую шутку, которая характеризует нынешнюю ситуацию с оплатой труда в школах и нагрузкой. Она говорит о том, что на одну ставку есть нечего, на две — некогда.
Пока что, говорят наши учителя, в планах правительства они не услышали ответа на вопрос о том, как сделать их заработок средним по региону не на бумаге, а на самом деле и — при этом не вынуждать трудиться за двоих.

Елена ГУСЕВА.

Фото lokerdom.com