«Звездный дождь» забросил на Арену КТЗ не светило эстрады, а настоящую певицу — Елену Ваенгу, самый большой дефицит в шоу-бизнесе.
Актриса с «лица не общим выраженьем» собрала в переполненном зале пышный урожай букетов.
Псевдоним Ваенга — это старое название родного для Елены Хрулевой города Североморска и текущей мимо реки. В переводе с саамского слово переводится как олениха, важенка. Не потому, что важная, а потому что водит свое стадо по пастбищам. Наши предки послеледниковой эпохи верили, что небесная олениха дала жизнь и людям! Корни у певицы героические. Мать Елены, химик, и отец, инженер, работали на заводе по ремонту атомных подводных лодок. Дед со стороны матери – контр-адмирал Северного флота. Дед по линии отца во время Великой Отечественной войны был зенитчиком под Ораниенбаумом, а бабушка врачевала в госпитале в блокадном Ленинграде.
Петь и обучаться музыке Елена начала с трех лет. Закончила музыкальное училище в Санкт-Петербурге, поступила в ЛГИТМиК, но проучилась лишь два месяца — начала эстрадную карьеру. Песни Елены взяли в свой репертуар Александр Маршал, Татьяна Тишинская, «Божья коровка», другие артисты. Широкая популярность пришла к певице в 2005 году с выходом альбома «Белая птица», в котором были хиты «Желаю», «Аэропорт», «Тайга», «Шопен». Елена Ваенга получила свой первый приз «Золотой граммофон» за песню «Курю», которая сорвала овацию на Арене.
В 2011 году певица гастролировала в США, Германии, Израиле. Она попала в список самых успешных деятелей российского шоу-бизнеса, составленный «Forbes», и заняла в нем девятую позицию с годовым доходом более шести миллионов долларов. Сама артистка такие гонорары не подтверждает. Оценка ее творчества создателями современной российской культуры контрастна.
Евгений Гришковец считает песни Ваенги кабацкими и примитивными. Действительно, они как бы и не по-русски написаны, но «какое время на дворе — такой мессия». «То ли попса с человеческим лицом, то ли опопсовленный шансон» — охарактеризовал стиль Елены Артемий Троицкий. Вадим Пономарев заметил: «Это та самая живая музыка, тот эстрадный ансамбль, который звучал в СССР».
Сама Елена Ваенга справедливо не считает себя ни поэтом, ни профессиональным композитором, а лишь обычным автором-исполнителем. Но вот беда, обычного, нормального, просто не осталось на телерадио- волнах среди сонма «поющих трусов»! «Елена — замечательная певица. На фоне любителей петь под фонограмму она воспринимается как чудо», — оценил ее маэстро Раймонд Паулс. Лидер группы «Ленинград» Сергей Шнуров метко высказался о Елене: «Ваенга — абсолютно русский типаж, она идет этому ландшафту. Когда ты едешь по трассе Москва — Петербург и видишь эти покосившиеся избушки, ну какая там Полина Гагарина? Ваенга там играет!»
Журналист, публицист и драматург с отменным вкусом Татьяна Москвина одобрила стиль Ваенги. «Все попытки ее приодеть и причесать безнадежны. Простое черное платье и волосы, убранные в пучок, чтобы открыть это ясное, большеглазое, милое лицо, по-прежнему — лучший вариант».
Актриса на Арене показала себя не тихой северной рекой, а Ниагарой. Коня на скаку не только остановит, но и подкует. Двигалась органично, как танцовщица фламенко, сочетая силу и гибкость, удаль и женственность. Если ее уподобить героине романа — то Настасье Филипповне, если образу живописи — то «Свободе на баррикадах» Делакруа.
Елена представила пятнадцать музыкантов своего ансамбля из всех концов России. Клавишник оказался родом из Хабаровска, перкуссионист и саксофонист — из Санкт-Петербурга, электрогитарист — из Ставрополя, барабанщик — из Екатеринбурга, бас-гитарист- из Чебоксар, тромбонист — с Алтая, бэк-вокалистки — со станции Зима и из Устилимска…
Богатые аранжировки разных стилистик не были самоцелью, а подчеркивали смысл текстов. «В начале было слово», — без иронии процитировала Елена. Свои тексты о боли и радости артистка не только пела, но и читала. Елена рассказала, что недавно ее семилетний сын Ваня «написал песню на семьдесят процентов, я некоторые рифмы подсказала». Сочинение про доброго кролика понравилось калужанам. Ранний старт — это семейное!
Ваенга девятилетним ребенком подобрала мелодию к поразившему ее стихотворению Николая Гумилева «Жираф». Песня стала кульминацией вечера! Вот бы этой широте диапазона голоса, искренности, тембровой теплоте да настоящий репертуар! Конечно, на фоне современных поделок тексты Елены — просто Евтушенко, но Гумилев и «Черный ворон» выявили возможности артистки в совершенно ином свете.
Неудивительно, что ее искусство ценит даже строгий Виктор Пелевин, ведь прочтение «Ворона» Ваенгой — словно иллюстрация к его роману «Чапаев и Пустота».
Артистка непринужденно общалась с публикой и на концерте, и в антракте. Елена — заядлая оптимистка, отметила, что «мы — самый терпеливый народ. Можно 200 000 раз сказать, что дороги плохие, и все равно их никто не делает, а мы все платим налоги!» Цветы и подарки фанаты подносили после каждой песни, даже корзинку орехов! «Как спела, так и получила — принцип Деда Мороза. Только на табуретку меня теперь, как в детстве, не ставят!» В ее манере порывистость Нины Руслановой соединилась с надрывом Высоцкого, с интимностью французских шансонье, «конь с трепетной ланью». Какой контраст со штампованными, пластмассовыми, открывающими рты манекенами, заполонившими эфир!
А впереди у завсегдатаев Арены продолжение «Звездного дождя» светил на любой вкус — от Ивана Абрамова до Дианы Арбениной, от «Поющих гитар» до Василия Ланового. Встречайте кумиров!
Маргарита РАЗУМИХИНА.
Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.
Комментарии
Больше по теме
Не изменяя авиации. Не стал пилотом, зато отвечает за аэропорт в Калуге
Дожать собственника. Калужане не прекращают тонуть в фекалиях
«Страшно до сих пор». Как живёт Злата Липовая из Козельска после похищения