Голос реки Ваенги

«Звездный дождь» забросил на Арену КТЗ не светило эстрады, а настоящую певицу — Елену Ваенгу, самый большой дефицит в шоу-бизнесе.

 

Актриса с «лица не общим выраженьем» собрала в переполненном зале пышный урожай букетов.

Псевдоним Ваенга — это старое название родного для Елены Хрулевой города Североморска и текущей мимо реки. В переводе с саамского слово переводится как олениха, важенка. Не потому, что важная, а потому что водит свое стадо по пастбищам. Наши предки послеледниковой эпохи верили, что небесная олениха дала жизнь и людям! Корни у певицы героические. Мать Елены, химик, и отец, инженер, работали на заводе по ремонту атомных подводных лодок. Дед со стороны матери – контр-адмирал Северного флота. Дед по линии отца во время Великой Отечественной войны был зенитчиком под Ораниенбаумом, а бабушка врачевала в госпитале в блокадном Ленинграде.

Петь и обучаться музыке Елена начала с трех лет. Закончила музыкальное училище в Санкт-Петербурге, поступила в ЛГИТМиК, но проучилась лишь два месяца — начала эстрадную карьеру. Песни Елены взяли в свой репертуар Александр Маршал, Татьяна Тишинская, «Божья коровка», другие артисты. Широкая популярность пришла к певице в 2005 году с выходом альбома «Белая птица», в котором были хиты «Желаю», «Аэропорт», «Тайга», «Шопен». Елена Ваенга получила свой первый приз «Золотой граммофон» за песню «Курю», которая сорвала овацию на Арене.

В 2011 году певица гастролировала в США, Германии, Израиле. Она попала в список самых успешных деятелей российского шоу-бизнеса, составленный «Forbes», и заняла в нем девятую позицию с годовым доходом более шести миллионов долларов. Сама артистка такие гонорары не подтверждает. Оценка ее творчества создателями современной российской культуры контрастна.

Евгений Гришковец считает песни Ваенги кабацкими и примитивными. Действительно, они как бы и не по-русски написаны, но «какое время на дворе — такой мессия». «То ли попса с человеческим лицом, то ли опопсовленный шансон» — охарактеризовал стиль Елены Артемий Троицкий. Вадим Пономарев заметил: «Это та самая живая музыка, тот эстрадный ансамбль, который звучал в СССР».


Сама Елена Ваенга справедливо не считает себя ни поэтом, ни профессиональным композитором, а лишь обычным автором-исполнителем. Но вот беда, обычного, нормального, просто не осталось на телерадио- волнах среди сонма «поющих трусов»! «Елена — замечательная певица. На фоне любителей петь под фонограмму она воспринимается как чудо», — оценил ее маэстро Раймонд Паулс. Лидер группы «Ленинград» Сергей Шнуров метко высказался о Елене: «Ваенга — абсолютно русский типаж, она идет этому ландшафту. Когда ты едешь по трассе Москва — Петербург и видишь эти покосившиеся избушки, ну какая там Полина Гагарина? Ваенга там играет!»

Журналист, публицист и драматург с отменным вкусом Татьяна Москвина одобрила стиль Ваенги. «Все попытки ее приодеть и причесать безнадежны. Простое черное платье и волосы, убранные в пучок, чтобы открыть это ясное, большеглазое, милое лицо, по-прежнему — лучший вариант».

Актриса на Арене показала себя не тихой северной рекой, а Ниагарой. Коня на скаку не только остановит, но и подкует. Двигалась органично, как танцовщица фламенко, сочетая силу и гибкость, удаль и женственность. Если ее уподобить героине романа — то Настасье Филипповне, если образу живописи — то «Свободе на баррикадах» Делакруа.

Елена представила пятнадцать музыкантов своего ансамбля из всех концов России. Клавишник оказался родом из Хабаровска, перкуссионист и саксофонист — из Санкт-Петербурга, электрогитарист — из Ставрополя, барабанщик — из Екатеринбурга, бас-гитарист- из Чебоксар, тромбонист — с Алтая, бэк-вокалистки — со станции Зима и из Устилимска…
Богатые аранжировки разных стилистик не были самоцелью, а подчеркивали смысл текстов. «В начале было слово», — без иронии процитировала Елена. Свои тексты о боли и радости артистка не только пела, но и читала. Елена рассказала, что недавно ее семилетний сын Ваня «написал песню на семьдесят процентов, я некоторые рифмы подсказала». Сочинение про доброго кролика понравилось калужанам. Ранний старт — это семейное!


Ваенга девятилетним ребенком подобрала мелодию к поразившему ее стихотворению Николая Гумилева «Жираф». Песня стала кульминацией вечера! Вот бы этой широте диапазона голоса, искренности, тембровой теплоте да настоящий репертуар! Конечно, на фоне современных поделок тексты Елены — просто Евтушенко, но Гумилев и «Черный ворон» выявили возможности артистки в совершенно ином свете.

Неудивительно, что ее искусство ценит даже строгий Виктор Пелевин, ведь прочтение «Ворона» Ваенгой — словно иллюстрация к его роману «Чапаев и Пустота».

Артистка непринужденно общалась с публикой и на концерте, и в антракте. Елена — заядлая оптимистка, отметила, что «мы — самый терпеливый народ. Можно 200 000 раз сказать, что дороги плохие, и все равно их никто не делает, а мы все платим налоги!» Цветы и подарки фанаты подносили после каждой песни, даже корзинку орехов! «Как спела, так и получила — принцип Деда Мороза. Только на табуретку меня теперь, как в детстве, не ставят!» В ее манере порывистость Нины Руслановой соединилась с надрывом Высоцкого, с интимностью французских шансонье, «конь с трепетной ланью». Какой контраст со штампованными, пластмассовыми, открывающими рты манекенами, заполонившими эфир!

А впереди у завсегдатаев Арены продолжение «Звездного дождя» светил на любой вкус — от Ивана Абрамова до Дианы Арбениной, от «Поющих гитар» до Василия Ланового. Встречайте кумиров!

Маргарита РАЗУМИХИНА.

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.