Кнут и пряник для уличной торговли

Провалом года назвал заместитель городского головы Калуги Виталий Еремеев работу горуправы по закрытию стихийных незаконных мини-рынков.

Борьба с бабульками, торгующими на перекрестках города и в местах наибольшего трафика прохожих, ведется горуправой постоянно. Однако это противостояние имеет вид тихого латентного времяпрепровождения. Административные комиссии объезжают «точки», составляют протоколы, ведут душеспасительные беседы. Проходит полчаса, и бригада торговцев снова на своих насиженных местах. Почему так происходит?

Давить танками этих бабушек никто не хочет. Не по-человечески это. Пожилые люди зарабатывают копеечку к своей маленькой пенсии. Пожалеть их надо, купить что-то, даже если и не особо нужно. Им же и так тяжело, думает подавляющее большинство обычных горожан. В какой-то мере действительно, не от хорошей жизни пожилые люди выходят в любую погоду на улицы города торговать.

Однако, как говорится, есть нюансы. Армия уличных торговцев не единая безликая масса. Да, есть среди них те, кто все лето горбатил спину на собственном огороде и по осени решил продать часть урожая. Но большинство из тех, кто «купи, милок, сама растила-копала, спину сломала», лопату и тяпку брали в руки в годы своей юности, помогая родителям на даче.

 

Бизнес в этой среде отлажен. «Огурчики свежие» оказываются привезенными с ближайшего оптового рынка. Более того, проколы с рейдами административных комиссий связаны с хорошо поставленной разведкой. Ведь у большинства таких стихийных мини-рынков есть свой «смотрящий» и своя «служба безопасности». Вопрос только, каким образом они узнают о дате и времени проверки. Это уже, скорее, к организаторам проверок удивленный взгляд.

И, тем не менее, с начала года составлено 280 протоколов на общую сумму около 150 тысяч рублей, сообщил Виталий Еремеев.

— Штрафы сегодня от трех до пяти тысяч рублей. Однако это не помогает. К тому же взимать штрафы — непростая задача, она требует большой бюрократической волокиты. На весь город этой работой занимаются три человека. Увеличить штат очень сложно – у нас бюджет не резиновый,

— сетует заместитель городского головы.

Таким образом, «кнутом» дело не сдвинуть. Другой способ направить стихийную торговлю в цивилизованное русло – «пряник».

— Мы предлагаем всем создать альтернативные точки уличной торговли и перейти работать в более-менее приличные условия. Построить навесы, прилавки. На многих официальных мини-рынках это уже есть. Оплата за место для этих людей символическая – 10 – 15 рублей в день. Например, так мы сделали на улице Моторной, 34. В этом деле важна помощь ТОСов и местных депутатов. Там, где общественность и депутатский корпус активны, мы добиваемся хороших результатов,

— резюмирует Виталий Еремеев.

Проблема в том, что торговать на перекрестке Кирова — Рылеева гораздо выгоднее, нежели на Моторной. И те, кто каждый день собирает «урожай копеечек» на бойком месте, вряд ли согласятся уйти на другое место. А ведь речь идет о нескольких участках, перечислить которые хватит пальцев на одной руке. Почему городские власти столь гуманны к этим, по сути, юридически нарушителям закона, непонятно.

Повис в воздухе и вопрос во время встречи с Виталием Еремеевым о том, пытались ли власти собрать так называемых «смотрящих» для разговора. Кстати, заместитель городского головы признал, что незаконным является и стихийный мини-рынок на улице Герцена. Причем не только те, кто сидит вдоль тротуара, нарушают законодательство, но и те, кто торгует во дворе под крышей и на прилавках.

— На Герцена — это частная история, не совсем она правильная и законная. Там нет рынка, это стихийная торговля, и мы с ней боремся постоянно. За зданием тоже незаконная торговля. Там нет ярмарки. Там торговля идет незаконно,

— заявил заместитель городского головы.

Судя по всему, пока ни кнут, ни пряник не помогают решить проблему стихийных точек уличной торговли в Калуге.

Владимир АНДРЕЕВ.

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.