Музыка Пастернака

«Как я трогал тебя, даже губ моих медью, как трагедией трогают зал», — именно так прозвучали в Калужской филармонии стихи Бориса Пастернака в исполнении Евгения Князева.


Полноправным партнером строк поэта-музыканта было выступление ансамбля «Палладио». Народный артист России, ректор театрального института имени Щукина Евгений Князев в литературно-музыкальной композиции «Борис Пастер- нак: Больше всего на свете я любил музыку…» отказался от соблазна объять сложную биографию и творчество поэта и проанализировал его драматичные отношения с искусством звука.

Исповедальную прозу, стихи разных десятилетий и стилей пронзали произведения любимых композиторов Пастернака: Шопена, Чайковского, Скрябина… Радостью было услышать серьезную музыку, исполненную филармоническим ансамблем под руководством Артура Серобяна, а не только так называемую «популярную классику». Грациозные пассажи пианистки Виктории Тантлевской в сочетании с изобилием слайдов восстановили контекст, в котором и возникла эта поэзия. Борис Пастернак родился в Москве в семье действительного члена Академии художеств и пианистки.

В доме устраивались музыкальные вечера, на которых за рояль садились Скрябин и Рахманинов. Среди гостей бывал даже Лев Толстой! В тринадцать лет под влиянием своего божества, Скрябина, Пастернак занялся музыкой, из его сочинений сохранились две прелюдии и соната для фортепиано. Под руководством Энгеля и Глиэра юноша готовился к поступлению на композиторский факультет Московской консерватории.

Пастернак писал позже в «Охранной грамоте»: «Больше всего на свете я любил музыку. Но у меня не было абсолютного слуха. Музыку, любимый мир шестилетних трудов, надежд и тревог, я вырвал вон из себя, как расстаются с самым драгоценным». В 1908 году поступил на юридический факультет Московского университета, но по совету Скрябина перевелся на философское отделение.

Окончив университет, Борис Пастернак, не явился за дипломом, разочаровавшись в «любви к мудрости». «Мир – это музыка, к которой нужно найти слова»,- решил юноша. Первые стихи Пастернака были опубликованы в 1913 году, первая книга, «Близнец в тучах», — через год. Разночинца захватила романтика справедливости и жертвенности революции. Творчество Пастернака, новаторское и левое, насыщенное многоступенчатыми метафорами, находит официальное признание. Он активно участвовал в работе Союза писателей СССР, в 1934 году выступал с речью на его первом съезде. Большой однотомник поэта ежегодно переиздавался. Но авангард вышел из фавора, а «колебаться с линией партии» поэт не захотел. Пастернак считал, что нельзя жертвовать своим «лицом ради положения… слишком велика опасность стать социалистическим сановником… Каждый, кто этого не знает, превращается из волка в болонку».

Музыка не отпустила избранника — «гони природу в дверь – она влетит в окно». С ней Пастернака связал второй брак. Первым мужем Зинаиды Николаевны был великий пианист Генрих Нейгауз. В новой семье вырос его сын, пасынок поэта, крупный пианист Станислав Нейгауз, яркий интерпретатор музыки Шопена и Скрябина.

Каким человеком был поэт? В 1935 году Пастернак не побоялся заступиться за сына и мужа Анны Ахматовой. Их освободили из тюрем после писем Сталину от Пастернака и поэтессы. В ответном жесте Пастернак послал в подарок Сталину книгу переводов грузинской лирики и благодарил за «чудное молниеносное освобождение родных Ахматовой». Когда был арестован и расстрелян поэт Тициан Табидзе, произведения которого переводил Борис Леонидович, он на протяжении многих лет материально и морально поддерживал его семью.

Пастернак получил в подарок от Нины Табидзе запас гербовой бумаги «благородной желтизны слоновой кости», сохранившейся после ареста мужа. Именно на ней были написаны первые главы «Доктора Живаго». В 1936 году поэт уходит в затвор, поселяется на даче в Переделкине, наведывается в Москву только по издательским делам.
Фотографии, во множестве иллюстрировавшие концерт, показали подтянутого, мускулистого человека — Борис Леонидович любил обдумывать переводы, вскапывая картофельное поле. Переводы стали основным источником его заработка, а кормил Пастернак семью из восьми человек. Это ему мы обязаны любовью к Шекспиру, Гете, Шиллеру, Китсу… В 1943 году поэт подал свой собственный голос, опубликовав книгу стихотворений «На ранних поездах», ставших кульминацией вечера.

С годами автор «впал, как в ересь, в неслыханную простоту». Он писал другу: «Но вот окончусь я, останется жизнь моя, и что в ней было главного, основного? Пример отцовской деятельности, любовь к музыке и Скрябину, две — три новые ноты в моем творчестве, русская ночь в деревне, революция, Грузия».

У Бориса Пастернака четыре внука, десять правнуков и сотни стихотворений. Это он написал: «Быть знаменитым некрасиво…», «Во всем мне хочется дойти до самой сути…», «И дольше века длится день, и не кончается объятье…», «Не спи, не спи, художник…» Спасибо артисту, навеявшему тень нежности и сложности поэта.

Маргарита РАЗУМИХИНА.

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.