Формальный подход

Шесть лет назад в калужских школах был распространен приказ регионального минобраза с приложением, где были изложены основные требования к одежде обучающихся.

В отличие от строгих правил советского периода новые не устанавливали четко цвет и фасон, а давали, я бы сказала, установку на деловой внешний вид. Они унифицировали, делали школьную моду более гармоничной и — стильной. Вариативность видов, расцветок достаточно большая, никто не скажет, что дети в ней кажутся словно из инкубатора.

Какое-то время школы города пытались перестроиться под новые установки, но поскольку единые требования к внешнему виду носят, скорее, рекомендательный характер, перестали контролировать их соблюдение.

 

Сегодня в большинстве городских школ родителям на общешкольных собраниях для галочки сообщают о принятом в учебном заведении деловом стиле одежды, недопустимости джинсов, спортивных брюк и коротких юбок на уроках — никто не наказывает их за нарушение этих норм.

Представляю, в каком шоке были бы родители калужской школьницы, если бы ее отправили домой с урока за то, что юбка на целых семь сантиметров выше колена! А в английском Уэлльсе 14-летнюю девушку аж шесть раз отсылали домой переодеваться за такую длину, а также за то, что брюки были выше щиколотки и не полностью закрывали лодыжку.

Можно сказать, что в этом вопросе по сравнению с английскими школами в наших царит полнейший демократизм. Если в младшем звене дети еще слушаются маму и учительницу и ходят в серых сарафанчиках, то в среднем и старшем звене в качестве школьной формы носят то, что модно в этой возрастной группе.

Мама одного из шестиклассников рассказывала мне, что ее ребенок теперь ходит в джинсах и худи весь день, не переодеваясь, — в школу, дома и на улицу. Ему очень удобно. А ей странно, что администрация школы никак не реагирует на нарушение общешкольных правил. «Хотя бы кто ему слово сказал — никому теперь это не надо», — констатирует она.

Другая моя собеседница также очень сожалеет по поводу, по ее мнению, отсутствия школьной формы. Ее тринадцатилетняя дочь каждые три месяца устраивает истерики из-за того, что «ей нечего надеть». В классе дети одеваются стильно, и ей стыдно, что она не может себе позволить также менять шмотки, как другие.

В школе-гимназии № 24 (одной из немногих, где принят локальный акт, касающийся внешнего вида учащихся) восприняли новые требования к форме не просто положительно, а как спасение от ученического неравенства. Не секрет, что школа считается элитной, в большинстве своем здесь учатся дети обеспеченных родителей. Но есть и те, кому с материальным достатком не очень повезло.

Соблюдению требований к внешнему виду здесь уделяют много внимания, понимая, что в этом кроется большой воспитательный момент. К тому же форма экономит деньги родителей, потому что иные джинсы, с которыми здесь нещадно борются, дороже форменной юбочки и жилетки.

В отличие от гимназии в других общеобразовательных заведениях об этом воспитательном моменте предпочитают не вспоминать, как и о том, что супермодная одежда мешает заниматься, негигиенична, а иногда и вредна для здоровья. Уэлльс нам не указ, в чем хотим, в том и ходим.

Еще по теме: