Местами доступная среда

Несколько лет в Калужской области работают по программе интеграции маломобильных граждан в общество, однако большинство инвалидов по-прежнему годами не выходят из дома.

Около десятка лет в Калужском регионе реализуется программа «Доступная среда», главная цель которой — создать условия для относительно комфортной жизни людей с ограниченными возможностями здоровья. И вроде сделано уже немало, о чем свидетельствуют отчеты регионального министерства труда и соцзащиты, но инвалиды по-прежнему не могут повсеместно и свободно передвигаться по городу, без посторонней помощи посещать больницы, магазины, пользоваться транспортом.

Так, по данным ведомства, в Калужской области за последние годы стали доступными для инвалидов 283 социально значимых объекта. В их числе — пять МФЦ, 104 учреждения образования, 26 — здравоохранения, 10 — культуры, шесть дворцов спорта.

Цифры эти назвала заместитель министра Татьяна Романова на общественных слушаниях по обсуждению партийного проекта «Единая страна — доступная среда», являющегося частью названной госпрограммы. Но в отличие от нее проект направлен не столько на физическую доступность различных учреждений, сколько на возможность участия маломобильных калужан в культурной, творческой, спортивной жизни региона. Но и здесь без барьеров не обходится.

Это показал, к примеру, недавно проведенный среди инвалидов мониторинг доступности кинотеатров в Калужской области. На вопросы организаторов исследования ответили 352 калужанина с ограниченными возможностями здоровья, но только двенадцать из них заявили, что могут без проблем ходить в кино.

— Из 322 кинотеатров, действующих в области, оказались доступными только 18. В основном это крупные дома культуры, например, ДК «Юность» в Воротынске или досуговый центр в Козельске, — отметила руководитель регионального исполкома партии «Единая Россия» Людмила Сусова.

Причем проблема зачастую не только в физической доступности зданий. Даже попав внутрь того же музея, человек с ограниченными возможностями здоровья почувствует себя обделенным. Например, в Калужском областном художественном музее нет тактильных картин, а в Государственном музее истории космонавтики — тактильных макетов для посещения слабовидящими. Для слабослышащих калужан нет достаточного количества сурдопереводчиков, чтобы понять, о чем говорит экскурсовод. И перечислять можно еще долго.

— На улицах Калуги нет звуковых индикаторов, световых маяков, в областном центре нет беспороговой среды. Из-за этого трудности испытывают не только инвалиды, но и мамы с детскими колясками, которые сразу становятся людьми с ограниченными возможностями передвижения, — замечает руководитель Калужского реабилитационно-образовательного комплекса Андрей Волохов. И добавляет, что испытывают проблемы и пожилые калужане, потому что у лестниц, ведущих в магазин, аптеку, почтовое отделение, часто нет поручней, на которые можно было бы опереться, чтобы не упасть.

А пандусы?.. Помнится, лет пять назад в Калуге их устанавливали повсеместно, а на деле все оказалось для галочки. Где-то подъемы и спуски были настолько крутыми, что и здоровому-то человеку пришлось бы попыхтеть, поднимаясь, а инвалид-колясочник смотрел на них, как на Эверест. И до сих пор количество установленных пандусов в качество так и не перешло. То же можно сказать о заниженных бордюрах, отделяющих проезжую часть от пешеходной улицы.

По программе «Доступная среда» тратятся бюджетные миллионы, за прошедшие годы и в масштабах страны счет идет уже на миллиарды. Но вы часто встречаете инвалида-колясочника в троллейбусе, слабовидящего на улицах города, инвалида по слуху на стадионе?.. То-то и оно. Может, потому, что деньги тратятся как-то хаотично, без системы?.. И доступная среда формируется лишь местами?.. В той же Калуге, пожалуй, не найти ни одного квартала, в границах которого человек с ограниченными возможностями здоровья чувствовал бы себя абсолютно уютно: то пандусов нет, то пешеходные зоны в колдобинах, то светофоры не работают, то, чтобы оказаться у подъемника для инвалидной коляски, надо преодолеть пару лестниц…

Кто-то наверняка скажет: лет пятнадцать назад было еще хуже, всего-де за раз не сделаешь, надо время. Вот только проходит не просто время, а чья-то жизнь. Жизнь, когда каждый день приходится преодолевать препятствия, пока где-то формируется безбарьерная среда.

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.

Еще по теме: