Доступна ли «доступная среда»?

Можно ли считать доступной для инвалидов в Калуге, не говоря уже о районах, транспортную инфраструктуру?

На совете при губернаторе по делам инвалидов обсуждали проблемы людей с ограниченными возможностями в рамках подготовки к докладу «О выполнении в Калужской области положений Конвенции ООН о правах инвалидов».

Члены рабочей группы, представители министерств и ведомств проинформировали о мерах, принимаемых для выполнения обязательств по конвенции. Отмечалось, что несмотря на скромное финансирование, в нашей области немало делается для улучшения условий жизни и трудоустройства инвалидов. Приводились весьма серьезные цифры и факты по социальной адаптации этой категории людей.

Они убедительны и неоспоримы. Это касается и развития реабилитационных центров и отделений в Калуге и области, и оказания педагогической, коррекционной помощи, обеспечения техническими средствами инвалидов и доступа их к объектам социальной инфраструктуры, приобретения низкопольного транспорта, установки светофоров с регулировкой времени, лифтов в лечебных учреждениях.

Для создания условий эффективной реабилитации и интеграции инвалидов в общество в регионе реализуется государственная программа «Доступная среда в Калужской области». На ее мероприятия в 2014 — 2016 годах было направлено свыше 258 424 тысяч рублей. Поступили средства и в этом году. Сумма небольшая, как было отмечено, а объемы предстоящих работ по адаптированию объектов социальных учреждений, сопровождению, реабилитации инвалидов и прочему достаточно велики.

Важнейшая задача — трудоустройство людей с ограниченными возможностями. Сегодня только 25 процентов работающих инвалидов довольны местом работы и не желают его менять.

Многие не заняты трудом по причине ухудшения здоровья, у кого-то низкая мотивация, кого-то не устраивает заработная плата, вид деятельности, условия и т. д. Все эти проблемы предстоит решать, и, как было отмечено, они не остаются без внимания.

В области проводится работа по созданию условий для предпринимательской деятельности инвалидов. В прошлом году, к примеру, четыре человека с ограниченными возможностями изъявили желание этим заниматься, в этом — два. Они получили финансовую поддержку.

В центре занятости населения Калуги создано подразделение из пяти человек, которое занимается вопросами инвалидов. Центр предоставляет весь спектр услуг, касающихся трудоустройства. Министерство труда и социальной защиты регулярно проводит мониторинг рабочих мест для людей с ограниченными возможностями, для них выделяются квоты, резервируются рабочие места, в том числе и на иностранных предприятиях. Все это, конечно, радует, как и тот факт, что наш регион — в числе лучших в ЦФО по улучшению качества жизни инвалидов.

Но огорчает то, что человека незрячего на работу ни одно предприятие (за исключением двух) не принимает. Далеко не все работодатели выполняют квоты по трудоустройству инвалидов, объясняя неустойчивым финансово-экономическим положением предприятия, недостатком средств для введения в штат дополнительных рабочих мест в счет квоты в связи со спецификой производства (вредные, опасные), низкой производительностью труда работников, имеющих инвалидность. Им ведь требуются более «мягкие» условия. Законодательство предусматривает сокращенную продолжительность рабочего времени, удлиненный оплачиваемый отпуск и отпуск без сохранения заработной платы.

А можно ли считать доступной для инвалидов у нас в городе, не говоря уж о районах, транспортную инфраструктуру?

Специальной разметки дорог для этой категории людей в Калуге нет, как, в принципе, нет и парковочных мест. Они не оборудованы специальными знаками. Люди справедливо возмущаются, что инвалиду невозможно добраться до шестой поликлиники — вся близлежащая территория заставлена транспортом. Или запрещающие знаки нужно ставить, или как-то по-иному решать вопрос. Кстати, в фонд социального страхования попасть инвалиду тоже архисложно.

В Балабанове в марте текущего года разработали проект строительства парковочных мест для горожан, но про инвалидов почему-то забыли. А это уже нарушение законодательства. Проблемы транспортной доступности, как и многие другие, людей с ограниченными возможностями, к сожалению, обступают на каждом шагу как в областном центре, так и в районах.

Откровенно признаемся, часто ли на наших улицах, объектах культуры мы встречаем инвалидов-колясочников? Увы. И вовсе не потому, что их нет. Просто колясочнику в большинстве своем не то что до парка или театра добраться невозможно, он из подъезда своего дома выбраться не в состоянии, чтобы свежим воздухом подышать. Не оборудованы они у нас для этих целей. Вот и вынуждены инвалиды сидеть в четырех стенах как изгои. А разговоры о доступной комфортной среде для таких, как они, так и остаются лишь разговорами. Не про них это.

На улицах Калуги не так давно появился низкопольный общественный транспорт. Вроде бы благо для инвалидов. Однако колясочнику и войти в троллейбус, и выйти весьма затруднительно. Во-первых, высота бордюрного камня не позволяет. Его необходимо занижать, а также регулировать перепады высоты в местах съездов с тротуаров. Во-вторых, почему-то троллейбусы, и автобусы тоже, зачастую не подъезжают к остановке ближе, чем на метр…

В целях безопасности движения назрела необходимость разработки специальной схемы остановок, особенно это касается территории Калужского реабилитационно-образовательного комплекса для инвалидов, где получают профессию более полусотни парней и девчат с ограниченными возможностями здоровья. В определенных точках города необходимо устанавливать звуковые светофоры для удобства незрячих людей. И еще надо много чего сделать, чтобы ликвидировать барьеры на пути инвалидов в полноценную, комфортную жизнь.