За детей ответят вдвойне

Водитель везет ребенка и при этом нарушает Правила дорожного движения. Изменит ли эту ситуацию увеличение штрафов и как вообще можно воздействовать на таких горе-родителей?

В стране вновь увеличилось число погибших и раненых несовершеннолетних вследствие аварий на дорогах. Общероссийская статистика говорит о том, что родители, перевозящие детей, в момент ДТП нередко сами нарушали правила, и в том числе перевозки.

По данным отделения пропаганды безопасности дорожного движения УГИБДД УМВД России по Калужской области, за восемь месяцев года у нас зарегистрировано 44 ДТП с участием детей-пассажиров до 12 лет. Погибли шестеро, 64 получили травмы. В семи подобных авариях водители нарушили правила перевозки несовершеннолетних.

Поскольку число водителей все множится и множится, легко можно было бы предположить, что дело в неопытности и плохом вождении. Однако небольшой опрос, который мы провели накануне, наводит на несколько иные мысли.

«Куча знакомых с детьми, которые ездят с годовасиками без автокресла, и говорят: да че такого — тут ехать 10 минут».

«Машина у нас в порядке, ездим по правилам, по городу. Автокресло стоит от 6 до 12 тысяч рублей, специально задрали цену, а у нас лишних денег нет».

«Я, в принципе, правила соблюдаю — что с ребенком, что и без».

«Иногда правило лучше нарушить, чтобы избежать ДТП».

«У нас ребенок был недоношенным — под его вес ни одно автокресло не подходило. Приходилось ездить часто по больницам, поэтому пришлось возить на руках»…

Ответы респондентов, на мой взгляд, говорят о том, что сами водители-родители не очень-то верят в профилактику «детско-дорожных» ДТП. Больше надеются на свое умение, чем на «страховку».

Информация о том, что через полгода грядет ужесточение наказания для тех водителей, которые перевозят детей и при этом нарушают, вызвало неоднозначную реакцию у калужского автоконтента:

«Я — за ужесточение штрафов за нарушение ПДД, а то выскочит такой нарушитель на тебя, а ты в чем виноват, если по его вине покалечишься или имуществом поплатишься…»

«Боюсь, в нашем случае ужесточение штрафов не поможет — кто с головой не дружит, как возили, так и будут возить, не пристегивая, так как это, во-первых, российская безалаберность, а во-вторых, отсутствие должного контроля».

«Дело не в деньгах — своего же ребенка везешь. Просто не знают, за что бы с автовладельцев еще бабла содрать…»

«Если будет штраф 5 или 10 тысяч — будут с детьми ездить медленнее и купят дорогие кресла, а не бустеры…»

Не секрет, что наши люди экономят на безопасности. Мы готовы платить меньше, если есть хотя бы доля сомнения в том, что автокресло спасет жизнь или убережет от серьезных травм. А в нашем случае что мы имеем? Агитационные картинки от ГИБДД и памятки о том, как приобретать детские удерживающие устройства.

По данным ВОЗ, говорится на сайте ГИБДД, использование в транспорте детских удерживающих устройств позволяет снизить смертность среди младенцев на 71%, а среди детей более старшего возраста — на 54%. А где наша статистика, отечественная? У нас ситуация своя, на нее влияют и качество дорог, и особый менталитет, который, в ущерб безопасности, диктует установку детского автокресла на переднем сиденье («Я должен ребенка рядом с собой видеть»).

Автор данной статьи специально прогулялся по калужским магазинам, с тем чтобы проконсультироваться о выборе кресла для семилетнего ребенка ростом 128 сантиметров.

В одном из магазинов меня прямо спросили, на какую сумму я рассчитываю, и показали два вида актокресел — бюджетные, до шести тысяч, и итальянские — за 13 тысяч. О разнице сказали только, что дело в удобстве. При этом даже не упомянули о том, что в европейских вариантах есть значок сертификации и соответствия самым высоким стандартам безопасности.

В другом упомянули, что кресло нужно подбирать под рост и вес, но не сказали, что при этом выбирать нужно с ребенком, а покупать — после того как кресло успешно прикреплено к сиденью в автомобиле и малыш удобно в нем сидит. Одни мои знакомые вот так со слов продавца приобрели товар, а потом оказалось, что кресла не подходят под их машину, а обратно магазин их уже не взял.

На ребенка до 30 килограммов мне предлагали купить и бустер и подложить, если немного не дорос, подушку, хотя это категорически запрещено автоправилами.

В итоге если бы я заранее не изучила информацию по автокреслам, то вполне могла бы купить не то, что нужно, и небезопасное.

По словам продавцов, абсолютное большинство покупателей сейчас берут бюджетные удерживающие устройства, хотя они практически не спасают в результате серьезной аварии!

Есть такой расчет: при скорости в 50 километров в час при резком торможении вес пассажира возрастает в 30 раз. Именно поэтому перевозка ребенка на руках считается самой опасной. Малыш весом 10 кг в момент удара будет весить 300 кг — удержать его будет невозможно. Знают ли об этом наши мамочки или надеются на силу своих рук?..

По собственному опыту знаю, что ужесточение наказания за перевозку без детского кресла значительно уменьшило число таксистов, желающих перевезти маму с ребенком. Правда, такое еще встречается. А вот с собственным ребенком это может не сработать — мы ж сами с усами…

К сожалению, почему-то, принимая решение увеличить штрафы для нарушителей с детьми, не приняли идею обязательно снижать скорость при их перевозке. Ведь было бы логично: если впереди тебя едет тихоход, то в нем «бэбик», и никто не станет сигналить и опасно подрезать. Скорее всего, поправка не прошла потому, что у автоинспекторов возникнут трудности с фиксацией нарушения. А жаль.

Каким образом можно воздействовать на родителей-лихачей, помимо штрафов? Вместо ответа рискну привести один из ответов из нашего импровизированного опроса:

«Показать бы им видосы, как ребенок вылетает через лобовое как пуля.

Или вот еще классно: да я его к себе прижму и пристегну вместе с собой обычным ремнем. А если машину просто кто-то сзади стукнет — получится неплохой мешочек с костями».

Жестоко? Тогда так: «Не хотите, чтобы с вашим ребенком было то же самое? Пройдитесь по ссылке…»

Еще по теме: