Дорогая бутафория

На дорогах Калужской области есть семь неработающих камер фиксации нарушений ПДД стоимостью два — три миллиона рублей каждая.

Помните, у Маяковского: «Если звезды зажигаются, значит, это кому-нибудь нужно»? Размышляя над ситуацией, о которой дальше пойдет речь, можно продолжить: если бюджетные деньги тратятся, они должны приносить пользу. Если, к примеру, это камеры на дорогах, каждая из которых — от двух до трех миллионов рублей.

Ох, сегодня этих камер так много, что иногда кажется: доехать из пункта А в пункт В можно, ежесекундно находясь под прицелом объективов, фиксирующих передвижения транспорта. Оттого некоторые автомобилисты уверены: таким способом хотят за их счет пополнять казну. Ведь, вспоминая еще одного классика, какой русский не любит быстрой езды?..

Однако не так давно глава государства дал четко понять: устанавливать камеры фото- и видеофиксации нарушений ПДД надо, прежде всего, для безопасности и снижения аварийности, а не для сбора штрафов. Хорошо. Но для чего тогда устанавливать камеры, которые ничего не фиксируют?.. И речь отнюдь не о картонных муляжах, а полноценных комплексах, напичканных электроникой, которая попросту ржавеет под дождями и ветрами. Для устрашения? А не дороговата ли бутафория?..

Одна из таких неработающих камер установлена в деревне Корекозево Перемышльского района. Стационарный комплекс фотовидеофиксации появился здесь после реконструкции трассы 1Р-92 «Калуга — Перемышль — Белев — Орел». Камеру установили аккурат над пешеходным переходом, не оборудованным светофором.

Таких зебр в населенном пункте три, но комплекс расположили в центре Корекозева. И это логичнее, чем на въезде или выезде из деревни, ведь по Правилам дорожного движения ехать по населенному пункту можно только со скоростью не выше 60 км в час, что камера и должна контролировать. Как и то, что у пешеходного перехода водители тем паче должны притормаживать, не обгонять, не выезжать на полосу встречного движения.

— Камера в Корекозеве установлена по всем правилам, за исключением одного — она попросту не работает. Следовательно, свое предназначение — обеспечивать безопасность — не выполняет.

Камеры фотовидеофиксации должны устанавливаться на аварийно-опасных участках, где часто случаются ДТП или есть соблазн нарушить ПДД. Установка их в таких местах — залог того, что водитель притормозит. Однако комплекс фиксации нарушений ПДД, установленный на пятом километре трассы Р-132 «Калуга — Тула — Михайлов — Рязань» (это обход Калуги), в отличие от корекозевского мало того, что не работает, но и установлен, на мой взгляд, наобум.

Такое чувство, что камеру там воткнули просто потому, что надо было отработать условия контракта при реконструкции дороги, вот и поставили там, где было просто удобно, а не по-настоящему целесообразно, — говорит руководитель регионального исполкома Общероссийского народного фронта в Калужской области Дмитрий Афанасьев.

Именно активисты ОНФ, проведя рейд, обнаружили, по сути, бутафорную камеру в Корекозеве и еще шесть похожих неработающих комплексов на дорогах Калужской области, которые были отремонтированы управлением автомобильной магистрали «Москва — Бобруйск» федерального дорожного агентства в рамках заключенных контрактов.

Камеры за миллионы рублей бездействуют на 129, 169, 244 и 296-м километрах трассы А-130 «Москва — Малоярославец — Рославль» у деревень Шумятино, Радюкино, Людково и хутора Ново-Александровский соответственно. Давно установлены, но до сих пор никуда не передают данные два комплекса фиксации на автодороге Р-132 «Калуга — Тула — Михайлов — Рязань» на 5 и 24-м километрах.

— Выявив семь неработающих камер фиксации нарушений ПДД, мы направили запрос в областное УГИБДД, где нам подтвердили эту информацию. Ни один из перечисленных комплексов не передает данные в центр автоматизированной фиксации административных правонарушений, то есть безопасность не обеспечивает. Следовательно, бюджетные деньги потрачены впустую, — продолжает Дмитрий Афанасьев.

Дорожники, однако, уверяют: вот-вот, и все будет по правилам и требованиям. На запрос редакции о ситуации с неработающими камерами в ФКУ «Упрдор «Москва — Бобруйск» ответили: «В настоящее время учреждением осуществляется подготовка конкурсной документации на содержание установленных камер фотовидеофиксации (КФВФ). После проведения процедуры торгов и заключения государственного контракта будут выполнены работы по организации передачи информации с КФВФ, состоящих на балансе учреждения, в ЦАФАП УГИБДД Калужской области».

Но когда именно случатся долгожданные торги и что помешало провести их раньше, в управлении автомобильной магистрали «Москва — Бобруйск» почему-то предпочли не уточнять.

Возникают сомнения: не специально ли уж затягивают процедуру, будто приучая водителей к «слепым» камерам, чтобы потом на этом-таки заработать? Дескать, автомобилисты привыкнут, что в конкретных местах комплексы ФВФ недействующие, а потом, когда камеры перестанут быть муляжами, можно неплохо пополнить казну. По крайней мере, до тех пор, пока автомобилисты не привыкнут к новому положению дел.

Подтверждает эту тревожную мысль и дорожная разметка рядом с установленной камерой все в том же Корекозеве. Вопреки всем требованиям в пределах видимости пока бездействующей камеры разделительная полоса у пешеходного перехода не сплошная, а прерывистая. Будто провоцирующая водителя: обгони перед зеброй, нарушь правила. Осознавать такое ох как неприятно. Но даже если это не умысел, а просто безалаберность, ошибка, чести дорожным службам сие отнюдь не прибавляет.

Между тем по решению Госсовета по вопросам развития сети автодорог и обеспечения безопасности движения теперь все места работающих камер фотовидеофиксации, как стационарных так и передвижных, должны быть рассекречены. На официальном сайте ГИБДД России создан специальный раздел — «Места размещения технических средств автоматической фотовидеофиксации». Посмотреть расположение камер можно, выбрав регион и отрезок дороги. Но ни одного из семи участков с камерами, которые обнаружили активисты регионального штаба ОНФ, на карте Калужской области, где уже отмечено больше сотни камер, за две недели, пока готовился этот материал, пока так и не появилось.

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.

Еще по теме: