Учитель, коммерсант, заводчанин

Путь к проходной завода не бывает одинаковым. У одних он прямой: учебное заведение — предприятие, а другие проходят его извилистыми путями.

Юрий Копылов, начальник производственно-диспетчерского отдела КЭМЗ, пересек проходную завода три года назад. Сейчас под его руководством трудятся около сотни сотрудников трех цехов предприятия. Два десятка лет понадобилось ему для того, чтобы понять, к чему, собственно, по-настоящему лежит душа.

— Закончил я наш Калужский университет, до этого — Калужский технический колледж, бывший машиностроительный техникум. Проработал шесть лет в школе учителем. Преподавал информатику, черчение. Но тогда учителям платили мало, нужно было как-то обеспечивать семью, и я подался в бизнес. Работал в коммерческих организациях. В определенный момент пришло понятие сущности нашей коммерции: капитализм без человеческого лица. И захотелось вернуться к тому, к чему изначально был приспособлен, к чему, наверно, подсознательно всегда стремился.

Судьба, скорее всего, тоже ждала этого шага Юрия. Ему повезло. Что это: случай, удача или провидение, он сейчас не может сказать.

Тогда, три года назад, КЭМЗу нужны были люди, обладающие организаторскими способностями и профессионально знающие информатику. Завод уже начал переходить на новые форматы работы. Знание компьютерных программ, умение в них разбираться и, главное, учить других — эти качества позволили Юрию Копылову сразу возглавить подразделение, состоящее из трех цехов.

— Помогло мне еще и очень сильное желание работать. А людьми всегда тяжело управлять. К каждому человеку нужно искать свой подход. Одного надо погладить, другого, наоборот, пожурить. Люди разные, разные профессии у них. Надо же понимать их специфику работы, по сути, быть профессионалом в каждой области. Думаю, мне удалось это.

Помните классический кинофильм «Трактористы», эпизод встречи бригады комбайнеров нового начальника? «Здравствуй, милая моя, я тебя дождался…» КЭМЗ, конечно, не полевая мехстанция, на дворе не вторая половина XX века, да и страна у нас сейчас другая, но встреча нового начальника, по сути, не изменилась. С настороженностью встретили сотрудники и Юрия Копылова.

— Изначально страх нового дела, особенно связанного с коллективной работой сотни людей, всегда присутствует, но его легко победить работой, постановкой конкретных целей. Какой бы ты ни был специалист, сначала коллектив воспринимает тебя настороженно. Особенно это ощущается со стороны работников-ветеранов. Присматривались, конечно. Сейчас, я думаю, нормально мы все работаем, нашли общий язык.

КЭМЗ — предприятие многопрофильное. Завод выпускает и так называемую спецтехнику для оборонного комплекса страны, и гражданскую продукцию. Юрий как раз руководит сегментом направления производства товаров народного потребления.

— Мы, например, выпускаем двигатели, с помощью которых открываются и закрываются двери лифтов. Кстати, Щербинский лифтовой завод устанавливает наши движки. Эти лифты работают во многих домах Калуги и Обнинска.

На КЭМЗе издавна выпускали гражданскую продукцию. В 90-е, когда было совсем плохо со спецтехникой, завод продержался именно благодаря «гражданке». Наши замки, в принципе, спасли тогда предприятие. Сейчас доля «гражданки» небольшая, но к 2025 году нашим концерном «Ростех» поставлена задача увеличить ее до 50% от всего объема выпускаемой продукции. Мы стараемся, развиваем выпуск гражданской продукции. В частности, начали поставлять двигатели в электроусилители рулевого управления легковых автомобилей автопрома нашего, российского.

Конечно, тем, кому сегодня под шестьдесят, сложно работать на новом оборудовании, с новым программным обеспечением. По словам Юрия Копылова, сегодня в его подразделении основная масса работников — это люди среднего возраста, пенсионеров и молодежи мало. Молодые люди не сильно стремятся встать к станку.

— Я считаю, что у нас в 90-е годы прошлого века была напрочь загублена система среднего профессионального образования. К сожалению, часто до сих пор у молодежи почему-то завод ассоциируется с Совком, с чем-то серым, местом, где от звонка до звонка работают старики одни. Не знаю, почему настолько стойки эти предрассудки. У нас же все давным-давно поменялось. И главное — на заводе есть реальная перспектива карьерного роста. Работая где-нибудь в коммерческих организациях, офисах, салонах и т.д., они, по сути, топчутся на одном месте, там никакого роста нет, там они — офисное «мясо».

Любовь к настоящему труду воспитывает не училище и даже не школа. Ее прививают родители. Кстати, они у Юрия самые что ни на есть трудяги. Всю жизнь проработали на КТЗ. Быть может, оттуда, от отцовских привычек, от разговоров про завод, от стабильности работы «при трубе», у нынешнего начальника производственно-диспетчерского отдела КЭМЗа такая любовь к своему предприятию.

Сын Юрия Максим учится в 9-м классе и уже два лета подряд приходит на КЭМЗ к отцу работать.

— Он получает небольшие деньги, но он их сам зарабатывает, ему это нравится. Я хотел бы, чтобы он пошел в дальнейшем работать на наш завод. Я люблю КЭМЗ. Для меня главное — стабильность и уверенность в завтрашнем дне, и завод это мне дает сполна.

Как говорится, ни убавить, ни прибавить.

Фото автора.

Еще по теме: