Поморский сказ гобелена

Как сказка поморского самородка Бориса Шергина, развернулась в зале Союза художников юбилейная выставка Веры Москалевой. Гобелены, хоровод кукол, целая деревенька расписных избушек — повесть о суровой красоте Архангельского края.

В зале стоит терпкий запах полыни — в гобелены вплетены травы, выросшие под ветром Белого моря, лыко. Один из сказов Шергина, из цикла «Изящные мастера», о Соломониде Золотоволосой, будто описание экспозиции.

«Кроме книг, у меня от юности до старости осталась еще одна отрада: каждый день что-нибудь деревянное поделать. Помню, нарубила чурок, вытесала птиц, зверей, людей и приколотила к крылечным столбикам».

Таковы крохотные домики, украшенные видом из их окошек: синим бархатом неба с частым узором звезд, месяцем в хрустальном ведре гало, вертикальными дымками из труб — признаком жестоких морозов.

«Был у меня брат Трофим. Я с топорком, а он с лоскутками, с нитками, с иглой. Мастер был шить куклы. Сошьет полотняного человека, набьет льняными оческами и оденет по нашей моде. Однажды скрывался в лесной избушке и сшил целый хоровод девиц. Вся деревня приходила любоваться», — вел рассказ Шергин от лица мастерицы. И вы, придя на экспозицию, заглядитесь на девиц в красных домотканых сарафанах.

«Тот не художник, кому за сказкой надобно ехать в Индию или в Багдад.

Человек-художник с юных лет прилепляется душой к чему-нибудь «своему». Все шире и шире открываются душевные его очи, и он ищет, находит и видит желанное там, где нехудожник ничего не усматривает». Покрытые инеем травы, заснеженные поля — фон жизни человека, показанный в ткачестве Веры Москалевой.

«Ежели твое «упование» есть любовь к красоте Руси, то «эти бедные селенья, эта скудная природа» радостное «извещение» несут твоему сердцу. Глинистые дороги, поля, болотца, ельник… И нескончаемые дороги, изгороди, чахлые поля… и сорока стрекочет на изгороди… И, живя в этих «бедных селеньях», посреди этой «скудной природы», я сердечными очами вижу и знаю здесь заветную мою красоту, — заповедовал Борис Шергин».

Вера Москалева родилась в Архангельской области. Окончила Санкт-Петербургскую государственную художественно-промышленную академию имени Штиглица по специальности «Художник интерьера».

Вера Петровна участвовала в работе творческих семинаров студии «Сенеж» Союза художников России. Преподавала художественное проектирование и технологию в Красноярском институте искусств, вела курс дизайна в Калужском училище искусств. Сейчас Вера Москалева выполняет дизайн-проекты интерьеров жилых и общественных зданий.

На протяжении всей творческой деятельности Вера Москалева занимается ручным ткачеством, выполняет работы в различных текстильных техниках, создает авторские куклы.

Дизайнер рассказала о своем истоке и становлении.

— Мое детство прошло в поселке Подюга. Дом деда стоял на берегу озера Валдеево, там поселенцы появились с петровских времен. Края деревни звались Горка, Двор и Нечаево по имени наделов трех стрельцов. В поселковой библиотеке с тридцатых годов были первые местные издания книг Шергина и Пейсахова, сочинения пинежских сказительниц с передачей исконного произношения.

— Когда в ваших произведениях появилась эта сказочная нота?

— Уже в Калуге, когда мы с друзьями и мужем, архитектором Евгением Челноковым, в 1994 году организовали творческую студию «Аквилон». Студийцы сочиняли сказки и рисовали фантазии на их сюжеты. В представленной экспозиции есть произведения, условно говоря, сказочной темы, а есть работы, отталкивающиеся от материала.

— В панно вплетены сухие травы, лыко, люфа…

— Тку я не на станках, а на рамах. Полынь срезана на поле в Поленове.

— И цмин песчаный из сосняков вплели. Колется?

— Да, маникюр не ношу. Мини-гобелены выполняют роль этюдов для живописи, несут память о путешествиях на Соловки, в Норвегию.

…Куклы цикла «Красный сарафан» плетут хоровод среди домиков композиции «Деревня» на фоне гобеленов «Овен», «Сирин», «Север», «Зима»… Придите омыться легендами края суровой свободы, никогда не знавшего позора крепостничества.

Фото Владимира АНДРЕЕВА.

Еще по теме: