«Зелёная» лапша от производителя

Спрос на экопродукты рождает предложение. В Калуге появляется все больше торговых точек, реализующих «зеленые» товары. Но далеко не все они действительно органического происхождения.

Как распознать, где на самом деле экологически чистый продукт, а где название — лишь маркетинговый ход? Производители уже подметили возросший интерес покупателя к товарам, которые произведены без химикатов, консервантов и антибиотиков. Кое-кто уже вовсю пользуется этим интересом и играет на нем. Поэтому нам, потребителям, нужно быть особенно внимательными, чтобы под видом «фермерской» или «натуральной» колбасы не приобрести обычную, произведенную по современным стандартам.

В Калуге появилось несколько подобных магазинов, эксплуатирующих маркировку «эко», «био», «органик», называющих себя «магазинами правильных продуктов» или «продуктов для здорового питания».

Честно говоря, такие торговые точки периодически посещаю сама, знаю нескольких знакомых и родственников, которые также туда заходят. Правда, из-за дороговизны продуктов в них с покупками особенно не разбежишься. Два — три наименования из разряда хлебобулочных изделий, кое-что из твердых сыров и сладости детям — вот почти все, чем мы чаще всего балуем себя и при этом очень надеемся, что товары действительно такие, как заявлено на этикетке.

Скажу как потребитель: мне многие из опробованных в таких магазинах продуктов нравятся — в них чувствуется вкус детства. Овсяные печенья и пряники там действительно на сливочном масле, и на желудке после них нет противной тяжести.

Правда, со временем не только я стала замечать, что кое-что из «правильной» продукции по вкусу, виду и своим качествам ну один в один с аналогичной продукцией из «Пятерочки» или «Магнита». К примеру, курица на зерновом откорме была словно сестра-близняшка той, что купила моя родственница в сетевом магазине. А подсолнечное масло оказалось даже хуже, потому что явно горчило.

Объяснение этим моментам можно найти, вчитавшись в упаковку «эко» продуктов. Под названием торговой сети мелкими буквами написан реальный производитель и указан ГОСТ (как правило, недавний) или ТУ.

Если внимательно просмотреть составы экопродуктов, то чтение может натолкнуть на ряд вопросов. Так, продукт фермерский (колбаса или сосиски) включает в себя ингредиенты вроде глутамата натрия, антиокислителей, уплотнителей и прочее. Получается, что фермеры точно используют разного рода химические составляющие процесса колбасоделания, тогда как в ходу мнение, что у них попросту нет на это денег?..

Читаем состав молочных продуктов для детей и находим в них лимонную кислоту, цитрат натрия и коррагинан. По некоторым данным, неполезные добавки.

В других магазинах на этикетках продуктов делается акцент на то, что они не содержат ГМО, красителей, стабилизаторов. При этом сами этикетки выполнены в зеленых тонах. Кроме того, выделяются слова или словосочетания «органик», «правильное молоко» и прочее. Смотришь на состав и понимаешь, что далеко не все тут «органик».

Возникает вопрос о том, а что вообще считать органическим продуктом? Вышедший в прошлом году закон об органической продукции дает такое определение. Если несколько подкоротить его, суть будет следующей. Органическая продукция должна быть произведена отдельно от неорганической, без агрохимикатов, пестицидов, антибиотиков, стимуляторов роста и откорма животных, гормонов (исключение разрешенные в РФ и международными стандартами).

«Органика» не может быть создана с применением трансплантации эмбрионов, клонирования, методом генной инженерии, ионизирующего излучения, и, между прочим, гидропоники.

Использование пищевых добавок, ароматизаторов, усилителей вкуса, ферментных препаратов, микроэлементов, витаминов, аминокислот возможно, но — разрешенных в Российской Федерации.

Органическая продукция в соответствии с законом не должна храниться рядом с неорганической и упаковываться в неорганическую упаковку. К тому же при ее производстве исключается нанесение вреда окружающей среде.

Упомянутые выше лимонная кислота, цитрат и коррагинан, таким образом, не являются признаком неорганической продукции. Но из упаковки мы не можем получить информацию про неиспользование пестицидов или про то, что она хранилась и производилась отдельно от обычных продуктов.

Такие сведения может дать штамп экологической сертификации, который будет более-менее достоверным свидетелем того, что данный продукт производился правильно, по стандартам «органик». Поэтому если на упаковке есть такой значок — считайте, что вас, скорее всего, не обманули.

Пока органическая сертификация в России носит добровольный характер. Соответственно, российских товаров с таким значком очень мало. Для информации, в Калужской области, по нашим данным, лишь одно предприятие имеет экологический сертификат, причем международного образца. Оно специализируется на производстве мяса для детских консервов и зерновых, а продукцию делает по заказу европейского концерна.

Со следующего года закон вступает в силу, а в нем — помимо определения «органик» — запрет на использование этой маркировки без сертификата. Что это значит? Будем надеяться, что либо с упаковок уйдут псевдозеленые слоганы, либо предприятия перейдут на новые органические технологии. Последнее маловероятно…

Елена ГУСЕВА.