Кто в топе у калужан?

Со следующего года калужские колледжи должны будут перейти к обучению по профессиям из списка «Топ-50». Как среднеспециальные учебные заведения готовятся к этому этапу и что будет с прежними профессиями?

С 1 сентября 2020 года наши колледжи должны будут перестроиться таким образом, чтобы обучать по наиболее востребованным на нынешнем рынке профессиям. Речь идет не только о том, чтобы убрать из набора морально устаревшие специальности, но и заменить названия топовых на новые, отвечающие нынешним реалиям. Кроме того, достаточно много профессий не требуют обучения в течение нескольких лет — достаточно прохождения краткосрочных курсов.

На место устаревших профессий придут, к примеру, такие, как «мехатроник» и «мобильный робототехник», «специалист по аддитивным технологиям» и «специалист по гостеприимству».

В связи с тем, что планируется за несколько лет избавиться почти от 100 устаревших профессий, кое-кто уже забил тревогу по поводу того, что вместе с действительно отжившими свое уберут и востребованные. И тогда недостаток специалистов создаст проблемы на рынке.

В калужских колледжах идет постепенный переход к новым направлениям и специальностям в духе времени. К примеру, в техническом колледже в этом году появились две новые специальности из списка «Топ-50»: «Информационные системы и программирование» и «Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем».

С этого года колледж уже не набирает студентов по специальности «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрического оборудования» . Причина — недобор, абитуриенты не хотят учиться по данному направлению. Хотя специальность достаточно востребованная в Калуге.

Исчезновение ее из списка, как нам пояснили в колледже, еще не значит, что она полностью уйдет в небытие. Возможно, через какое-то время учебное заведение вернет набор, как это было сделано с автомехаником. Спрос на эту профессию вернулся, и сегодня юноши довольно охотно идут учиться автоделу.

В Калужском аграрном колледже всего пролицензировано 11 специальностей, но набирают по нескольким. Причем ряд профессий периодически то исчезают из набора, то вновь восстанавливаются. Это касается подготовки тех работников, которые не нужны в большом количестве. К примеру, на специальности «Ихтиология и рыбоводство» и «Охотоведение и звероводство» ведут прием раз в три года.

В Калужском колледже сервиса и дизайна еще пару лет назад начали готовиться к переходу на обучение по наиболее востребованным профессиям и добавили в набор «Операционную деятельность в логистике» и «Технологию парикмахерского искусства».

Коммунально-строительный техникум с прошлого года дополнительно набирает абитуриентов по специальностям «Водоснабжение и водоотведение» и «Мастер отделочных, строительных и декоративных работ».

Филиал Петербургского госуниверситета путей сообщения, готовящий по специальностям среднего профессионального образования, в этом году едва набрал одну группу для обучения по наиболее «древней» профессии техников по эксплуатации подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования. Зато укомлектовал несколько групп техников по эксплуатации подвижного состава железных дорог. Специалисты связывают пониженный интерес к первой специальности и, наоборот, повышенный ко второй с разницей в зарплатах, которые получают выпускники на предприятиях.

Администрация профессиональных учебных заведений уверяет, что держит руку на пульсе рынка и готова в нужный момент перестроиться под запросы производства и работодателей.

Однако как быть в случаях, когда сами выпускники школ не хотят получать востребованные профессии? Ведь как их ни назови, престижнее от того специальность сварщика или слесаря не станет, а заменить их некому.