«Метро строят, а нам не говорят»

Эмоции горожан от «ада на дорогах» зашкаливают. При этом очень многие понимают: капитально ремонтировать направления движения автотранспорта в Калуге нужно было, что называется, еще вчера. Лето не будет легким — об этом честно предупреждали городские власти. Терпение, похоже, лопнуло даже у председателя городской думы. Александр Иванов на одном из последних совещаний обрисовал сегодняшнюю ситуацию так: «В городе разруха».

Эмоциональный накал понятен, как понятен и ответ на него: мы предупреждали. Однако, поднявшись над «бурлением нервов», становятся очевидными ряд нестыковок и вопросов, касающихся логистики столь широкомасштабного перепахивания дорожной сети города. Три главных, на наш взгляд, вопроса: сроки, взаимодействие дорожников, водоканала и теплосети и качество.

Со сроками, как уже понятно сегодня, будут проблемы. Заявления об окончании работ ко Дню города можно забыть. Власть подняла руки вверх. На том же недавнем совещании в городской управе, когда зашел разговор о карнавале, мол, как он будет проходить по разбитой улице Ленина, первый заместитель городского головы Алексей Волков, с сожалением, а может, в бессилии изменить ситуацию заявил: «Сделаем бордюры в первую очередь там, где пойдет карнавал».

После этого рабочие в срочном порядке «переселились» на часть улицы Ленина, где должны будут в эту субботу идти радостные разнаряженные калужане. Авральный метод во всей своей красе.

Почему так получилось, ведь планы ремонта верстались не в мае — июне, а гораздо раньше? Как детей пугают Бабой-ягой, так чиновника нынче пугают чудищем под названием «торги». Строительных организаций, способных провести столь масштабные дорожные работы, в России не так уж и много. Калуга далеко не единственный город, где этим летом «дороги встали на дыбы».

Похоже, мы банально опоздали, всех чемпионов по дорогам уже разобрали, когда Калуга начала свои аукционы. А ведь на одном из первых обсуждений глобальной дорожной путины руководители областного масштаба предлагали отдать аукционы на уровень министерств. Там больше опыта их проведения. «Нет, мы сами с усами», — ответил тогда город. В результате пока раскачивались, пока выигравшая липецкая компания распределяла субподряды, время ушло.

Как известно, этим летом на улицы города вышли не только дорожные рабочие. Водоканал решил разом поменять гнилые трубы и задвижки. А если прибавить к этому опрессовку коммунальных сетей — стандартную процедуру теплосети — то закрадывается сомнение: горячие головы из городской управы вообще понимали весь реальный объем предполагаемых работ? Нарисовать красивую цифровую инфографику, представить теоретически выверенные расчеты — дело хорошее, но это, скорее, приемлемо для курсовой работы студента экономического вуза. Реальность и теория, увы, расходятся.

Как могли соблюсти сроки замены трубы, например, работники того же водоканала, скажем, на улице Никитина, когда смежники — газовики и электрические сети, не могут точно указать, где проходят их коммуникации? Работа водоканала была сродни прохождению саперов по минному полю. И как результат — чувствительная авария на газовой трубе.

А многострадальная улица Марата с ее гнилыми канализационными трубами и постоянными порывами? Таких примеров по Калуге масса. Однако это еще можно отнести к форс-мажору (хотя не знать, не понимать, что коммуникации под городом чрезвычайно стары, в городской управе не могли).

Какими же чрезвычайными обстоятельствами можно оправдать неделями стоящие без дальнейших работ отфрезерованные дороги с торчащей арматурой и бомбами для подвесок машин — люками? Улица Карла Либкнехта вообще встала для движения троллейбусов.

Наконец, вопрос качества ремонта дорог. Наглядный пример — улица Тарутинская. В результате ремонта дорога стала реально уже. «Строители сэкономили себе на лишний бутерброд с маслом», — хихикают жители, показывая, какой ширины было полотно до ремонта. Выяснилось, что подрядчик в общем-то не виноват.

Паспорт этой дороги делался еще во времена Клары Цеткин и Розы Люксембург. За десятилетия существования трассы было множество ремонтов, однако изменения не учли в документах. На торгах объем выставлялся по старым паспортам. Подрядчик выходит на дорогу и видит, что в реальности она шире, чем в документах. Но он все равно будет делать только то, что проторговано. Скажите, пожалуйста, а кто должен был проверить соответствие документа реальному состоянию улицы Тарутинской перед выставлением этого объекта на аукцион? Местный житель Иван Иванович или дорожный рабочий Сергей Степанович?

Много вопросов возникает и о качестве материалов. Ни разу ответственные за ремонт чиновники не представили каких-либо подтверждений проверок состава дорожного покрытия. Бетон и асфальт, десятками тонн поступающие этим летом в город, не вывезешь обратно. Об их прочности и надежности мы, увы, сможем узнать только гораздо позже.

И, как говорится, на десерт. Столь беспрецедентный по масштабам городской ремонт, который только ленивый не критиковал в соцсетях, уже приносит свои «плоды». Кто-то считал количество пробитых покрышек и погнутых дисков? И сколько за это заплатили калужане из своего кошелька? Одно пока понятно, ощущение праздника от городского дня рождения будет смазано. Тут бы помогла активная информационная кампания. Пережить трудности легче, когда понимаешь, какой положительный результат тебя ожидает в самом ближайшем будущем.

Фото автора.