Наивный взгляд на Тарусу

Будто детскими рисунками расцветился флигель Калужского музея изобразительных искусств. Многие из работ Лидии Ольшанецкой, веточки династии ярких художников, посвящены Тарусе, излюбленному дачному приюту.

Наивное, или примитивное, искусство — это творчество людей, не имеющих профессионального образования, но постоянно занимающихся живописью или графикой. У каждого художника-наивиста свой круг тем, свой стиль, его работы всегда узнаваемы. Героиня выставки начала заниматься творчеством, как и крестьянка-самородок Маврина, в преклонном возрасте, когда их женский долг перед семьей был исполнен.

Лидия Владимировна Ольшанецкая (1899 — 1975) родилась в дворянской московской семье. Ее дед находился в свите имама Шамиля, сопровождал его в Калуге. Отец Лидии погиб в 1916 году на полях Первой мировой войны. Лидия Владимировна вышла замуж за архитектора Илью Ольшанецкого, целиком посвятила себя семье.

Только в семьдесят лет Лидия Владимировна занялась творчеством. Этому способствовала ее дочь, профессиональный художник. По воспоминаниям внуков, последние пять лет жизни Лидия Владимировна с утра до вечера писала свои картины.

Ее работы включены во Всемирную энциклопедию наивного искусства, вышедшую в 1984 году в Белграде. На выставке представлено более тридцати графических работ: натюрморты, интерьеры, пейзажи, забавные сценки, тематические картины. Все работы исполнены темперой на бумаге или картоне.

Династия скульпторов и художников дала миру не только авторов, но и муз, и прототипов героинь романа. Сестры Крандиевские послужили прообразами сестер Рощиных из романа «Хождения по мукам». Надежда Васильевна (по прозвищу Дюна) была скульптором, ученицей Бурделя. Она — прототип Даши из эпопеи о революции. Наталья Васильевна (Туся) — поэтесса, жена Алексея Толстого — прототип Кати. Петр Файдыш стал прототипом Телегина!

На открытие экспозиции из Тарусы приехал на автобусе десант родственников и поклонников художницы. Внучка автора выставки, живописец, член-корреспондент Академии художеств России Татьяна Файдыш, рассказала, что помнит Тарусу с трехлетнего возраста.

— Отец нес меня на плечах, Ока сияла солнечным блеском. Зимой катались с крутого берега до самой реки, недалеко от могилы Борисова-Мусатова.

— Татьяна Андреевна, сколько в вашей семье художников?

— Много! Дедушка, архитектор Петр Файдыш, учившийся во ВХУТЕМАСе, бабушка, автор представленных работ, другая бабушка — Надежда Крандиевская, ее работы есть в Третьяковке, наш отец, Андрей Петрович Файдыш-Крандиевский — автор памятника Циолковскому в Калуге…

— …того самого, величавого и романтичного, настоящего, с ракетой!

— Да, отец уже тогда читал подлинные дневники Циолковского, был увлечен его философией. Выставка нашей матери, живописца, проходила в прошлом году в Калуге. Наши дети — тоже художники. Мы хотели бы показать Калуге семейную выставку, представив все поколения.

Будем ждать очередного тарусского артдесанта!

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.