Кто украл наше лето?

Может ли жителей средней полосы России порадовать ученое определение бесконечных дождей и осеннего холода летом 2019-го как ультраполярное вторжение? Вряд ли. Всем хотелось пусть короткого, но все же привычного.

Когда мы замерзали в июле, Западная Европа изнывала от сорокаградусного пекла. В общем, погода решила в этом году испытать россиян и на огонь, и на воду, и даже на метеосорвнования с Арктикой. Не этот факт обиден, а то, что мудрая служба центра погоды «Фобос» нам постоянно врала.

Чтобы хоть немного успокоиться, обратились к профессору института естествознания при КГУ имени К.Э. Циолковского Игорю ЛЫКОВУ.

— Может, не стоит так уж ругать наш гидромет — у него явно не хватает ни сил, ни средств, чтобы делать правильные прогнозы. Но послушала выступления знатоков с мировыми именами на недавнем саммите двадцатки. Они вконец запутали население Земли, сообщив, что в ближайшие десятилетия (заметьте — речь идет даже не о миллионах лет!) Гренландия исчезнет вообще, а интенсивное таяние арктических льдов более всего испытает Россия по причине самой протяженной границы с зоной холода.

— Да это просто чушь! Где тому доказательства? Кто проводил проверку содержания углекислого газа, кто сопоставлял всю гамму факторов, влияющих на климат? Сейчас мы все время слышим ссылки на парниковый эффект. Постараюсь объяснить это явление. Землю окружают пять слоев атмосферы. Самый низкий (тропосфера) простирается от уровня земли примерно в 10 — 12 километрах. Там и формируется погода. Далее идут следующие слои атмосферы, и все они примерно вдвое уменьшают количество поступающей солнечной радиации, которая достигает поверхности Земли. Происходят процессы, которые вызывают потепление на нашей планете. Климат Земли определяется сложными взаимодействиями между Солнцем, океанами, атмосферой, поверхностью суши и т. д. Именно Солнце является основной движущей силой погоды и климата.

— Получается, что ученые всего мира понимают все происходящие на Земле процессы. Тогда почему долгосрочные и даже краткосрочные прогнозы не совпадают с реальностью?

— Для быстрых, приблизительных и краткосрочных прогнозов используются уравнения гидродинамики. Но для долгосрочных предсказаний они не подходят, так как в воздушных и водных массах малые возмущения той или иной природы достаточно быстро нарастают во времени, в пространстве и делают долгосрочный прогноз несостоятельным.

Реально предсказать его можно не более чем на семь, максимум десять дней.

— Очень часто слышим по поводу резких перемен погоды ссылки на то, что «все это было», и не раз, то есть двигалось по спирали.

— Я с этим абсолютно согласен. Но нужно все вредные факторы рассматривать вкупе. Например, крупнейшей экологической катастрофой эпохи неолита было превращение цветущей саванны в пустыню Сахару. До человека здесь обитали слоны, жирафы, страусы. Богатую растительность питали многочисленные реки и озера. Но человек развел пастбища, пересохли реки, трава зачахла. К настоящему времени мы приспособили для своих нужд около половины земной суши. В результате вырубки лесов сельскохозяйственные площади выросли с 1700 года в шесть раз!

А реки? Половина их обмелела или загрязнена, а около 60% крупнейших водных артерий перегорожена плотинами и прочими инженерными сооружениями, что привело к изменению экологии водоемов и устьев рек. Нужно говорить и о гибели птиц, животных, а сейчас появилась информация о массовом море пчел на планете. И, конечно, к этому прибавляются исчезающие водные источники, лесные массивы. Здесь ситуация в последнее время стала просто катастрофической. Миллионы гектаров сгоревшей тайги — это не только сожженные вековые хвойные деревья, но и насекомые, зверье, птицы.

— До последнего времени никто и не занимался тушением, экономически это было затратно. Потом спохватились, но разделили тайгу на «где тушить надо» и ту, «где не надо». Таковы зоны контроля. Вот и горят хвойные гектары все ярче и ярче. Не только от вспышек молний и даже не от «шашлычных» костров. Здесь, прежде всего, целый букет криминального бизнеса. Ведь в сосне сгорает крона, хвоя, а сама древесина вполне пригодна для продажи.

— Если говорить о том, что леса — легкие планеты, то этот необходимый человеку орган давно под угрозой. В чем причина? Да ведь штат наших главных лесных хранителей урезан до минимума, не говоря уж о мизерных зарплатах. Можно прибегнуть к простейшим арифметическим расчетам: увеличить число лесничеств, снабдив их необходимым оборудованием, дав им твердые полномочия — вот вам и экономический эффект! Денег нет в стране на это? А сколько миллионов понадобилось на переселение людей из уничтоженных огнем домов, а сколько нужно в связи с этим построить жилья!

— Вернемся к синоптикам. Вы утверждаете, что ни одна страна (даже США), обладая солидным бюджетом, не в силах проводить крупные научные исследования в направлении прогнозирования синоптических скачков и притормозить глобальное потепление?

— Все же существуют различные точки зрения, гипотезы и предположения о том, как скоро и в каких масштабах оно будет происходить. Все это было проанализировано с помощью компьютерной модели. Ученые установили, что в случае если техногенное воздействие, влияющее на глобальное потепление, не уменьшится, то к 2070 году уровень Мирового океана возрастет приблизительно на 44 сантиметра. Возможно, что к 2100 году человечество должно ожидать роста уровня Мирового океана не меньше чем на 21 сантиметр. При этом, если будут предприняты самые радикальные меры, масштаб последствий можно уменьшить лишь на одну треть.

— Несмотря на различные точки зрения на проблему глобального потепления, хочется получить понятный ответ на вопрос, кто украл у нас лето? Если человечество продолжит выбрасывать в атмосферу парниковые газы, то мы будем теплеть год от года. А значит, и задыхаться от жары в марте, и мерзнуть в середине июля, и гореть, и тонуть в половодья не только весной, но и в середине июля.

— Надежда только на то, что будут заключены международные соглашения. К ним следует отнести Рамочную конвенцию ООН по изменению климата и Киотский протокол. Эти документы предусматривают ограничение выбросов парниковых газов. Поэтому еще рано считать вопрос грядущего скорого потепления уже состоявшимся. Пока же Всемирной метеорологической организации предстоит дать ответ, почему на Земле увеличивается содержание двуокиси углерода, и еще хочется от нее получить более точные прогнозные оценки того, что может произойти в будущем.

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.