Рок-н-ролл лопаток турбин

Работа проектировщика сродни творчеству джазового музыканта. Необходим немного иной способ мышления. Создавать новое всегда сложно и интересно. Это прекрасно понимает молодой начальник бюро турбогенераторов Калужского турбинного завода Константин Сырбу. Саксофон и турбины — его главные страсти в жизни.

За четыре года работы на КТЗ он от простого инженера со студенческой скамьи дорос до начальника специального подразделения.

— Мы занимаемся проектированием небольших турбогенераторов, то есть создаем небольшой двигатель, который заставляет вращаться большие генераторы. Наша маленькая турбина заставляет работать генератор, который может питать электроэнергией, скажем, небольшой город.

Константин приехал в Калугу около десяти лет назад из Приднестровья. Поступил в Калужский филиал МГТУ имени Баумана.

— Когда началась учеба, нас сразу распределили по предприятиям, на которых, предполагалось, мы будем работать. Нам сразу предложили место дальнейшей работы. Это не было обязаловкой, но уверенность в том, что не придется с дипломом колесить по заводам России с просьбой о трудоустройстве, помогала в учебе. Хотя осознание специальности пришло только на третьем курсе.

Закончив вуз, Константин, недолго думая, пришел на КТЗ. И, как признается сейчас, не пожалел. Хотя варианты были. Это и Уральский турбинный завод, и предприятия концерна «Сименс», однако к иностранным заводам у Константина Сырбу осторожное отношение.

— Почему некоторые стремятся попасть инженерами на иностранные предприятия, я не понимаю. Там работа носит больше наблюдательный характер. Все разработано, и необходимо лишь наблюдать и внедрять чужие идеи.

КТЗ хорош тем, что каждое его изделие уникально. Для него приходится придумывать новые решения для обеспечения требований заказчика. Такую великолепную школу можно получить лишь на единичных предприятиях России, и КТЗ в их числе. Это очень интересно.

Прогуливаясь в ожидании Константина по холлу проходной завода, я ловил себя на мысли, что что-то тут не так. Поначалу не мог понять что. И вдруг ясно увидел — через проходную в основном идет молодежь. КТЗ реально помолодел. А ведь завод этот традиционно считается «старым советским предприятием» со всеми вытекающими атрибутами. Нет, КТЗ изменился.

— Сегодня на заводе очень много молодежи. У меня 80% одногруппников работают на КТЗ. Некоторые даже в моем подразделении. Здесь надежно, спокойно. Стремятся сюда, да. Если у нас появляется вакансия, то как минимум три претендента появляются тут же.

Здесь хочется качественно делать свою работу. Главным конструктором, наверно, да, есть желание в дальнейшем стать. Есть амбиции очень хорошо разобраться в своей специальности. Не сказать, что меня очень интересует, как будет называться моя должность.

У нас есть люди, которые не занимают высокие руководящие должности, но на них все опираются и понимают, что без них завод встанет. Есть у нас такие люди, которые на заводе по 50 лет работают.

Кстати, супруга Константина тоже трудится на КТЗ. Объединяет их не только любовь, общее дело, но и общая страсть — музыка. В детстве будущий проектировщик турбин закончил музыкальную школу по классу саксофона. Альт идет с ним теперь по жизни. Руководство предприятия пошло навстречу увлечению своего молодого специалиста. В результате в Калуге появилась новая джаз-банда «Чеширский кот». Саксофон, клавиши (на которых играет супруга), гитара и барабаны.

— Завод помог, есть у нас здесь студия, выделили оборудование — колонки, усилители, пульты, микрофоны. Банда называется. Играем блюз, джаз, рок-н-ролл. Выступаем по калужским небольшим площадкам и, конечно же, у нас на заводе. Для семьи идеальные условия — на репетиции ходим вместе с женой.

«У меня нет страха перед проходной, перед работой, как говорится, от звонка до звонка, ведь главное — любить то, что делаешь», — говорит, уже прощаясь со мной, Константин. «Любить то, что делаешь» — наверно, это именно тот самый главный стержень. Та опора в жизни, не позволяющая скучать и лениться. А еще, конечно же, «Блюз, джаз и рок-н-ролл фореве!»

Фото автора и из личного архива Константина Сырбу.