«Надо поговорить», но не со всеми

Первый за много лет диалог между двумя народами произошел на уровне деятелей культуры, искусства, спорта, связанных и с Россией, и с Украиной.

Первоначально телемост планировалось провести между каналами «Россия 1» и украинским Newsone. Однако руководству и журналистам телеканала после обнародования этих планов тут же стали поступать угрозы расправы от «неизвестных», а Генпрокуратура Украины возбудила против канала уголовное дело по статье «Покушение на совершение государственной измены».

Newsone отправил заявление о нарушении свободы слова и препятствовании деятельности журналистов в стране послам США и ведущих европейских держав на Украине, а также — в ПАСЕ, Еврокомиссию, Совет Европы, ООН и международные правозащитные организации. Однако от участия в телемосте украинские журналисты все же отказались ввиду угрозы собственным жизням.

В Киеве прошел митинг в поддержку Newsone, который собрал около четырех тысяч человек. Но при этом по многим городам Украины прокатилась акция «Не допустимо проросійського реваншу», собравшая в общей сложности не меньше сторонников. А в день проведения долгожданного телемоста, опять же «неизвестными», в качестве устрашения был обстрелян из гранатомета телеканал «112-Украина», который связывают с условно пророссийским политиком Медведчуком.

И если на добрую инициативу руководства и журналистов Newsone новый президент Украины Зеленский отреагировал в духе «всех посадим», то на теракт в отношении телеканала «112-Украина» вообще никак не отреагировал, будто этого теракта и не было.

А теперь вернемся к программе Малахова и Ситтель «Надо поговорить».

Слушала я добрые, искренние, взволнованные слова народных и заслуженных артистов России и Украины, их бередящие душу рассказы о реальном единстве наших народов в СССР, и два противоположных по смыслу видеоряда прокручивала перед моим внутренним взором память.

Первый — воспоминания о реалиях советского времени. Этот видеоряд полностью соответствовал духу телемоста. Да, все, о чем говорили Чащина, Меньшов, Поддубный, Инин, Конкин, Градова, Шубина, Голобородько, было, было, было: гостеприимство, дружба, взаимопомощь, культурное единство.

Но одновременно с этим передо мной одна за другой проплывали и картины из недавнего прошлого. Вспомнила я, как обезумевшая толпа, улюлюкая и матерясь, валила памятник Ленину, глумилась над могилой героев-арсенальцев, обливала краской памятник Ватутину.

Как бабушки и дедушки, которые все, к слову, выходцы из советского прошлого, нацепив на головы кастрюли и горшки, вместе с подростками передавали камни и разливали коктейли Молотова для забрасывания «Беркута». Вспомнила обугленные трупы своих товарищей в Одесском доме профсоюзов, распластавшееся на асфальте тело расстрелянного Олеся Бузины. Широко раскрытые, непонимающие глаза двухлетнего ребенка, у которого украинские каратели разбомбили дом вместе с родителями. Еще кровавые события, еще фото, еще, еще, еще…

Кто творил и творит все эти дьявольские преступления? Явно не пришельцы из космоса! Это делают обычные люди: и те, кто вырос в атмосфере дружбы и единения, кто знал и смотрел чистые и добрые советские фильмы, и те, кто уже всего этого не знал и не смотрел. Им всем диалог с Россией и собственными соотечественниками не нужен и даже опасен. Они хотят и дальше творить беззакония.

Этот суровый факт многие в России до сих пор не могут принять и осмыслить.

За годы так называемой независимости Украина стала страной двух реальностей: той, которая была отражена в программе «Надо поговорить», и той, которую авторы и гости телемоста тщательно обходили стороной, настолько она была для них неприемлема.

Для представителей той, первой, доброй и дружелюбной, линии будни в современной Украине ужасны. Это всплыло в передаче всего лишь раз, когда по Skype произошел разговор с руководителем театра «Браво» из Киева: «Сначала надо было проводить такой телемост с Донбассом, который уже пять лет живет под обстрелами. У нас в Киеве сейчас очень опасно участвовать в таких вот телемостах»… Хочется верить, что для нее выход в эфир не окончится приходом отморозков в масках.

Вот для этой части Украины телемост — как глоток свежего воздуха среди зловония. Эта часть стремится к воссоединению с нами на уровне стран и народов. Но другая часть Украины — наоборот.

Чтобы лучше наладить контакт сторон, участники телемоста показательно абстрагировались от политики, обращаясь к общности наших народов в культуре, искусстве, музыке. Но сфера культуры — производная политики, потому, игнорируя это, вряд ли получится достучаться до сердец друг друга.

Современное украинское искусство следует в фарватере украинской политики. Так, например, Ада Роговцева, вдова народного артиста Константина Степанкова, сыгравшего большевика Жухрая в фильме «Как закалялась сталь» и дважды Героя Советского Союза Сидора Ковпака, ныне ездит по городам и весям Украины с пропагандой запрещенной в России организации «Правый сектор» и украинского нацизма.

Народную артистку СССР, создавшую образ Анны в киноэпопее «Вечный зов», долгие годы работавшую в Театре русской драмы в Киеве, политика привела к предательству собственных ценностей.

Или: Талашко, незабываемый лейтенант Скворцов из фильма Л. Быкова «В бой идут одни «старики», который пел украинскую песню «Ніч, яка місячна, зоряна, ясная», в реальной жизни снялся в подлом вербовочном ролике, где орденом Отечественной войны благословляет будущего украинского карателя идти на Донбасс типа защищать родину.

О чем нам говорить с подобными деятелями? И надо ли к этому стремиться? Большой вопрос.

Елена КИЯНКА.