Допожарная Москва

Помнится, грибоедовский Скалозуб говорил, что пожар 1812 года способствовал украшению Москвы. Осмотрев экспозицию графики в Доме-музее декабриста Батенькова, с этим воякой трудно не согласиться.

На эстампах 1799 и 1800 годов с гравюр Жерара Делабарта столица объединяет дам в парижских туалетах с резвящимися гусями на одних и тех же пыльных улицах.

В конце XVIII — начале XIX века Москву называли «отставной столицей». Дворцы бар сияли амурами среди пустырей, где пасся скот, ремесленники тачали сапоги, лудили самовары.

Эту самобытность запечатлел в своих работах французский живописец, акварелист Жерар Делабарт. Художник писал «портрет городского пространства», «сцены благородных и простонародных увеселений» с участием «разного звания людей».

Эстампы сопровождают убийственно меткие характеристики Москвы, оставленные современниками. «Этот город уподобляется четырем или пяти сотням замков вельмож, которые приехали со своими деревнями, чтобы жить вместе», — писал принц де Линь.

«Ее полуазиатская физиономия, смесь пышности с неопрятностью, огромного с мелким, древнего с новым, образования с грубостью, представляет глазам наблюдателя нечто любопытное», — отметил Карамзин.

«Москва — столица безделья. Никогда народ не имел перед глазами больше предметов фанатизма, как чудотворные иконы на каждом шагу, попы, монастыри, богомольцы, нищие, воры, бесполезные слуги в домах, площади которых огромны, а дворы — грязные болота», — припечатала город императрица Екатерина II.

«Удивительное сочетание сельской тишины и пышных дворцов… Все смешалось там: лачужки, дома, дворцы, базары, подобные восточным, церкви, общественные учреждения, пруды, рощи и парки», — писала Жермена де Сталь.

Экспозицию сопровождает эрудированный и тактичный аудиогид. Приходите послушать его были о баснословных временах.

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.