Свет с Востока

В Калужском музее изобразительных искусств, в том здании, где некогда располагался Дом учителя, Восток преподает Западу свою древнюю премудрость на выставке живописи и графики «Воздух Азии».

Работы — плоды длительных дальних пленэров, утомительных, а порой и опасных путешествий.

Перед зрителем разворачивается панорама пейзажей, обычаев Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Внутренней Монголии, Китая, Таиланда и Непала.

Трое участников выставки — члены Союза художников России. Андрей Блиок окончил Санкт-Петербургский институт имени Репина. Ирина Ива и Алла Полковниченко — выпускницы Московского института имени Сурикова.

Не обойтись без избитой и насквозь ложной цитаты из Редьярда Киплинга о том, что Западу и Востоку «вместе не сойтись». Они объединились в Евразии, и в результате возникли Русь — Российская империя — СССР — Россия! Взрослый зритель смотрит на большинство работ не как на экзотику, а как на части некогда необъятной Родины.

Помните ослепительные купола мечетей кисти Верещагина? Алла Полковниченко показала предрассветные синие изразцы, как сквозь тусклое стекло, уйдя от влияния легендарного художника-путешественника. Эссенция восточной мудрости — холст «Семь коров», на котором, конечно, видны лишь шесть, как в японском саду камней! Поистине, Восток — родина агностицизма.

Андрей Блиок — не только художник, но и чиновник. Он ни много ни мало — советник заместителя генерального секретаря Совета межпарламентской ассамблеи СНГ. Его работы изысканно декоративны, карпы и лилии «Озера Ханьчжоу», кажется, не изменились за последние полтысячелетия.

Ирина Ива использует приемы монументального искусства на стыке декоративной и реалистичной манеры. Лаконизм рождает загадочность, доходящую до мистицизма. Завораживают сюжеты «Сирийские вдовы», «Жертвоприношение черного козла». А при виде картин природы Внутренней Монголии у фанатов Пелевина защемят сердца в предвкушении чуда.

Придите на встречу с прародиной, всмотритесь в «свет с Востока».

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.