Аномальная работа

В связи с жаркой погодой и многочисленными поступающими обращениями граждан калужский Роспотребнадзор опубликовал на своем сайте рекомендации к руководителям предприятий и организаций сократить или изменить график рабочего дня. Результат оказался практически нулевым.

По словам знакомых, работающих на калужских предприятиях, в цехах после обеда температура поднимается за тридцать градусов. Не спасают ни большие окна, открытые настежь, ни гуляющий по огромным помещениям сквозняк. А о том, чтобы сократить рабочий день, речи вообще не идет.

Если вспомнить аномально жаркий 2010 год, тогда из-за длительной повышенной температуры воздуха в производственных помещениях и нежелания хоть на время снизить рабочую нагрузку работодатели потеряли не один десяток сотрудников. Похоже, недавнее прошлое ничему не научило руководство большинства наших предприятий. Оно игнорирует рекомендации Роспотребнадзора, несмотря на то что те основаны на требованиях СанПиНа и федеральном законодательстве.

По нормативам, изложенным в «Гигиенических требованиях к микроклимату производственных помещений», температура воздуха на рабочих местах не должна превышать 28°. При этом еще и влажность воздуха не может выходить за пределы 55%.

Если температура выше допустимых величин, продолжительность работы в пределах рабочей смены в целях защиты от возможного перегревания должно быть уменьшено.

Законодательство устанавливает ограничения в зависимости от характера работы. Понятно, что больше всего страдают от жары в кузнечных немеханизированных цехах, поэтому там рабочий день может быть сокращен и на три часа. Большинству калужских работников по их виду деятельности можно надеяться на уменьшение времени на пару часов. Офисные служащие, трудящиеся на предприятиях приборо- и машиностроения, в швейных мастерских, полиграфии и связи, при температуре от 28° должны быть переведены на семичасовой график. Причем если температура в помещениях растет и дальше, то рабочий день еще больше сокращается.

Сопоставим нормы и реальность и, что называется, почувствуем разницу.

В случае запредельного повышения температуры СанПиНы указывают на необходимость со стороны работодателей нормализовывать микроклимат и защищать сотрудников. Для этого должны быть организованы помещения для отдыха с кондиционерами, регламентироваться время непрерывного пребывания в неблагоприятном микроклимате, работникам выдаются спецодежда, средства индивидуальной защиты.

Если же невозможно достичь нормативных параметров микроклимата, условия считаются вредными и опасными. Однако это уже, извините, совершенно другие требования к организации труда и производства, другие зарплаты работников и прочее.

За нарушение санитарных норм на производстве администрацию предприятия во главе с руководителем можно наказать, но это не очень их пугает. Почему?

Поговорив с инспектором по охране труда одного из калужских заводов, мы поняли — почему. Для руководства сокращение рабочего графика равноценно потере прибыли. И хотя очевидно, что производительность труда работника в жару снижена, идти на уменьшение часов все равно не хочется. А чтобы «откосить» от этого, есть масса способов. Во-первых, что такое среднесменная температура? С утра в цехе — 23°, в обед — 30 и к вечеру — 32, а в среднем получается меньше 28.

Можно также создать наемному работнику невыносимые условия и при нормальном микроклимате. Например, он может отработать шесть жарких часов у станка, а затем ему устроят перерыв на полчаса на отдых с кондиционером, а затем будь добр поработай еще час — полтора. Получатся те же восемь часов, но никто не придерется — непрерывности работы при ненормативных температурах уже нет.

Кроме того, по распоряжению руководства сотрудников могут на час — два перевести куда-нибудь на склад или в подвальное помещение, где хотя и не жарко, зато характер работы таков, что сам не захочешь подобной смены деятельности.

Видимо, поэтому рабочие, зная, что плетью обуха не перешибешь, стойко терпят аномальный микроклимат и не жалуются. В крайнем случае можно попроситься в отпуск или взять больничный. Но не факт, что за это время наступит похолодание и самочувствие улучшится.

Правда, у нежелания руководителей пойти навстречу работникам и сохранить их здоровье есть и другая сторона, которая их несколько оправдывает. Дело в том, что по закону любые изменения в условиях и графике работы должны быть оформлены допсоглашениями к трудовым договорам и утверждены приказами. А сообщать о них работникам нужно за два месяца до этого. То есть заранее планировать период аномальной жары?..

Сезонные аномалии трудно поддаются прогнозу, их трудно предусмотреть в законодательстве. Разве что ввести в Трудовой кодекс пункт о форс-мажоре и порядке изменения графика работы в условиях жары, холода или других погодных условий.

Что-то подсказывает: не должна погода серьезно влиять на температурный режим в помещениях. В наше время поставить кондиционеры или заменить рассыпающиеся окна в цехе — нормальный выход из ситуации. То есть потратиться на улучшение условий труда и на то, чтобы людям работалось комфортно в любую погоду. Тогда не придется думать о сокращении рабочего времени в жару или холод, и производительность труда не упадет.

А если жалко денег на микроклимат, тогда нечего удивляться штрафу за несоблюдение санитарных норм. На наш взгляд, специалистам службы Роспотребнадзора стоит не только размещать рекомендации работодателям о том, что они должны сделать по закону, а проводить проверки на предприятиях и серьезно наказывать тех, кто пытается сэкономить на людях.