Брошены и забыты

В центральной прессе нет-нет да и появляются леденящие душу новости об оставленных в мусорных контейнерах новорожденных детях или отказниках в роддомах. А что происходит в Калужской области — сколько у нас подкидышей?

Зимой этого года город был взбудоражен сообщением полиции о ребенке, которого нашел на помойке и отогрел молодой мужчина, вызвал для него скорую помощь. По факту оставления ребенка в опасности было возбуждено уголовное дело против матери. Чуть позже пришло опровержение: мужчина-то оказался отцом ребенка! «Родители» решили разыграть небольшую трагикомедию — авось прокатит.

Не прокатило. Следствие установило генетическую связь между малышом и человеком, который якобы обнаружил его у контейнеров. Уголовное дело было закрыто по причине отсутствия состава преступления. В реальности ребенка никто не оставлял. А за вранье горе-папаша поплатился штрафом за ложный вызов скорой.

Во всей этой истории есть положительный момент. Сожители, которым ребенок был не нужен, не стали брать греха на душу — топить, душить, оставлять на холоде дитя, а просто сглупили, соврав таким наивным образом.

Можно предположить, что ребята хотели скрыть рождение ребенка, так как его мать не состояла на учете по беременности и не поехала в родильный дом. До криминала, слава богу, не дошло, а могло бы.

По свидетельству сотрудников Следственного управления СК РФ по Калужской области, у нас ежегодно фиксируются единичные случаи нахождения тел младенцев, захороненных то на чужих могилах, то лежащих в других местах. Правда, доказать в этом случае факт убийства крайне трудно.

В большинстве случаев нежеланных детей оставляют не на улице, а в родильном доме, совершенно легально, законно. Процедура отказа достаточно проста: пишешь заявление и уходишь, оставив дитя на попечение государства. На то, чтобы одуматься, дается полгода, в течение которых можно забрать малыша.

По информации, которую нам предоставили в областном минздраве, в прошлом году было зарегистрировано 23 отказа от новорожденных. За первые три месяца этого года — семь. Количество оставленных малышей в родовспомогательных учреждениях области за последние три года остается без существенных изменений.

В качестве причины отказа матери указывают свою бедность, отсутствие работы. И, кстати, чаще всего оставляют не первого, а третьего или четвертого ребенка. Как правило, это одинокие женщины асоциального поведения, незамужние мигрантки без гражданства и те, которые были изнасилованы.

Есть медицинские причины отказов, их достаточно много. По данным Калужского дома ребенка, к ним часто поступают малыши с тяжелой инвалидностью.

Двадцать три подкидыша в год — много это или мало? Могло быть и больше. По информации Калужского областного центра социальной помощи семье и детям «Доверие», удается предотвратить треть возможных отказов. Это значит, что психологи и врачи различными способами уговаривают матерей не бросать кровиночку. А тем, кто находится в очень стесненном положении, предлагают временно поместить ребенка в дом малютки, до того момента, когда ситуация выправится.

Готовя этот материал, мы в том числе пытались понять, существует ли вообще в регионе проблема устройства брошенных детей. Как выяснилось, большинство грудничков быстро разбирают бездетные семейные пары — их сейчас достаточно много. Неустроенными чаще остаются малыши-инвалиды. Но это уже проблема российского менталитета и отношения к «особенным» детям.