Плата за воздух и… фикцию

Планируемое введение запрета на въезд в Москву и Санкт-Петербург автомобилей с экологическим классом ниже «Евро-3» ударит по калужским автомобилистам. А вот уменьшит ли количество грязных выхлопов?

Несколько лет ведутся разговоры о том, чтобы ввести экологические зоны в двух российских столицах. Города-миллионники задыхаются от автомобильных выбросов. Ясно, что нужно переходить на безвредное топливо либо минимизировать отрицательные последствия.

Понятно стремление столичных властей пойти по проторенному европейцами пути — ввести ограничения на старые, «грязные», машины, которые выбрасывают в атмосферу на порядок больше окиси углерода, азота, свинца и много еще чего ядовитого. Но нас, жителей региона, примыкающего к Московскому, все-таки больше интересует «своя рубашка». А именно: как аукнется нововведение для земляков-автовладельцев?

Чтобы было понятнее, стоит вкратце рассказать о том, что будет. Примерно с осени этого года на дороге должны появиться знаки, запрещающие проезд машинам с экологическим классом ниже указанного «Евро-3» или «Евро-4». Нарушение зафиксируют видеокамеры. К водителям будет применяться норма Кодекса об административных правонарушениях «За нарушение требований знаков и разметки» и караться для начала штрафом в 500 рублей. Далее его планируется увеличить едва ли не в десять раз. Территорию, запрещенную для въезда, обозначат специальным знаком «Грязный выхлоп».

Камеры видеофиксации, как планируется, будут считывать экологический класс машины по регистрационным документам, забитым в базе данных. Поэтому тем, у кого с экоклассом не все в порядке, нужно поспешить его повысить до требуемого уровня.

В паспорте моего собственного авто, кстати, выпуска 2006 года, никаких отметок об этом не оказалось. Как быть? Таких автомобилей, как у меня, в России немало. Фактически это ошибка, но исправлять ее придется хозяевам. В противном случае даже относительно свежий автомобиль, выпуска начала века, когда экологические классы «Евро-3» и «Евро-4» уже действовали, попадут под нулевой класс.

Чтобы узнать класс своего авто, можно обратиться с запросом на завод-изготовитель, но не факт, что вам ответят. Для того чтобы переоборудовать свою «ласточку» под «Евро-3», мне нужно будет пойти в сертифицированную лабораторию и получить заключение об экоклассе. Если все с ним нормально, с этой бумагой далее — в ГИБДД, чтобы внесли изменения в ПТС. Если не «все окей», то от более поздних моделей ставится коллектор с катализатором и перепрошиваются «мозги».

Любители машин «20+», которых у нас наберется достаточно, ждет еще более сложный процесс переоборудования. К примеру, у одной моей знакомой иномарка 1990 года, где минимум электрики и максимум механики. Прошить «мозги» под другое топливопотребление вообще невозможно. А сажевые фильтры под них давно уже не выпускаются.

Даже если теоретически представить себе переоборудование такого автомобиля, то обойдется все тысяч в сто.

Если не брать столь проблемный случай, а взять российскую «Ниву», то переоборудование под более высокий экологический класс обойдется дешевле, но не меньше чем за несколько десятков тысяч рублей, учитывая приобретение деталей, оплату работы лаборатории, госпошлину в ГИБДД.

Подобные проблемы могут коснуться едва ли не половины владельцев подержанных автомобилей в Калуге и области. Кто-то из них, конечно, пойдет законным путем и переоборудует своего стального коня по правилам. Но будут и такие, кто предпочтет никуда не ходить, а узаконит фиктивное внесение изменений в конструкцию транспортного средства по интернету. Стоит дороже, но спросом эта услуга пользуется.

Водители со стажем, с кем удалось поговорить, скептически относятся к планируемым мерам по улучшению экологической ситуации, и знаете почему? Поскольку бензин у нас заливают плохой, то катализатор — устройство, предназначенное для переработки выхлопных газов, быстро забивается, менять его дорого. Поэтому его убирают, а кислородный датчик глушат, расход топлива, таким образом, уменьшают. То есть по бумагам машина проходит как «Евро-3», а вот по факту…

Подобное «переоборудование наоборот» делается не от хорошей жизни. Вряд ли на это пойдут владельцы дорогих иномарок. Как правило, этим занимаются хозяева отечественных легковушек и небольших грузовиков, которые используют их в качестве рабочих лошадок.

Что-то подсказывает, что эти люди вряд ли поменяют начинку автомобиля на требуемую по стандарту, если в документах у них все окей. Те же, у кого с документами не так «экологично», постараются при посещении Москвы и Санкт-Петербурга обойти законодательство и «обмануть» камеры. Об этом мне сказал один калужский индивидуальный предприниматель, занимающийся грузоперевозками. По его словам, ездить в столицу он не перестанет, но будет делать это реже.

На мой вопрос о том, что могло бы его подвигнуть к тому, чтобы реально повышать экологический класс своих машин, грузоперевозчик ответил, что таким стимулом было бы снижение налогов — транспортного, экологического, платы за большегрузы по системе «Платон», а скорее даже — акцизов на топливо. Сейчас больше половины от заработка уходит на бензин, а в нем 60% — акцизы.

Получается, введение экологических зон повлечет дополнительные расходы для наших автомобилистов и дополнительные доходы для бюджета. Но благородной цели — уменьшения вреда для природы и здоровья — оно вряд ли достигнет. Видимо, нужно идти другим путем.

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.