Тарелочку в пыль за полсекунды

Инженер-конструктор АО «Тайфун» Ольга Головачёва уверена, что стрельба по мишеням помогает принять точное решение в работе.

Свой первый выстрел Ольга сделала в 16 лет. Тогда на стрельбище ее привел брат, как признается сама, «привел, чтобы похвастаться своей стрельбой». Взяла в руки тяжелое охотничье ружье и попала в мишень. Девушек нечасто можно увидеть на полигоне для стрельб, поэтому ее сразу заметил тренер и пригласил в секцию стендовой стрельбы.

— Когда попала в мишень с первого раза, конечно, екнуло сердце, и поняла, что это мое, это мне нравится. Именно стрельба по мишеням. На охоту никогда не ходила и не пойду, более того, когда к нам на стрельбище приходят охотники, они часто спрашивают, хожу ли я на зверя или птицу. Нет! Мне жаль животных, я всегда говорю: «Стреляйте по мишеням, а не по живым существам».

За первый месяц занятий Ольга Головачева добилась очень высоких результатов. «Выбила» на первый разряд. Однако дальше жизнь выбила ее из спорта.

— Рухнул СССР, закрылась школа. Поехала в Москву, поступила в МИСИ. Пока училась, институт стал университетом. В 1997 году пришла на работу. Появилась семья, родила троих детей, — в нескольких фразах Ольги судьба очень многих молодых людей, оказавшихся на пороге взрослой жизни в период коренного перелома государства.

В те годы, когда инженеры, да что там инженеры, ученые со степенями, вынуждены были возить из Польши шмотки и торговать ими на улице, Ольга нашла в себе силы не свернуть с намеченного пути. Эту ее черту — наметить очень высокую планку и обязательно взять ее — заметил еще первый тренер. Может, именно поэтому он взял девушку почти в мужской вид спорта.

Четверть века проле тело, Ольга труди лась на одном из калужских предприятий инженером-конструктором, растила детей. Ружье тихо лежало дома в сейфе. Несколько лет назад в Калуге вдруг встретила она своего тренера. Оказалось, школа стендовой стрельбы возрождена. Через 25 лет Ольга вновь взяла в руки свое ружье — охотничью двустволку-вертикалку. Сегодня эта улыбчивая женщина с цепким взглядом — член сборной команды области, тренируется в школе олимпийского резерва «Снайпер». Регулярно ездит на этапы Кубка России, кандидат в мастера спорта.

Казалось бы, все отлично, но жизнь снова решила проверить Ольгу на прочность. Предприятие, на котором она отработала 19 лет, стало тихонько загибаться. Ольге предложили поискать другую работу. И тут на помощь пришли коллеги по спорту. Посоветовали подать резюме в АО «Тайфун». Получилось. Три года назад Ольга переступила порог завода:

— Очень довольна. Работа энергичная, порой нужно молниеносно принять решение, сделать новый расчет, изменить проект, чтобы не подвести предприятие, чтобы заказ наш ушел вовремя и без нареканий. Оборонка — это круто!

Вид стрельбы, которым занимается Ольга, считается самым сложным. Спортсмен не знает заранее, какая из 15 машинок «даст» тарелочку, в какую сторону и с какой скоростью она полетит. На принятие решения и нажатия на курок у стрелка меньше секунды. Здесь требуются предельная концентрация, дисциплина и мгновенная реакция. Эти качества, выработанные в спорте, сильно помогают и в работе.

«Тайфун» сейчас выпускает в том числе и мобильные ракетные системы береговой охраны. Грозные и сложные машины, защищающие морские рубежи страны. По итогам прошлого года представленные образцы техники получили высокую оценку командования ВМФ России.

Конечно, никому нехочется, чтобы когда-нибудь продукция завода заработала реально. Но, если понадобится, технические решения позволяют принимать решение практически за те же доли секунды, что и Ольге Головачевой на рубеже стрелкового стенда. Это отчетливо понимают все сотрудники завода.

— Обстановка сейчас достаточно стабильна, чувствуется, что идет целенаправленная политика по защите рубежей страны, и мы, в принципе, от недостатка заказов не страдаем. Правда, иногда холодок по спине пробегает — не было бы войны. Хочется, чтобы оборонный щит России был крепким, — как-то вдруг совсем по-женски, со вздохом произносит Ольга.

Ее можно понять — трое детей, им жить дальше в стране, над защитой которой от врагов трудится их мама. Кстати, дети пока выбирают мирные профессии. Старшая, Марина, учится в Смоленском медицинском, средний, Роман, заканчивает 11-й класс и очень любит готовить. «Думаем о вузе по профилю технологии пищевого производства», — поясняет Ольга. И лишь младшенькая, Ирина, возможно, пойдет по стопам мамы.

— Неплохо бы, конечно, если младшая окончила инженерный вуз. Она пошла в первый класс, и у нее хорошо сейчас идет математика. А это важно. Посмотрим. Я считаю, что у нас сейчас переизбыток экономистов, юристов, психологов. А работа инженера очень востребована. Я понимаю, что в бизнес все уйти не могут, с другой стороны, у меня осторожное отношение к нему. В основном это купи-продай, а здесь, на заводе, я ощущаю, что мы производим что-то полезное для страны. Душа радуется.

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ и из архива Ольги Головачевой.